Прокуратура Таджикистана впервые официально прокомментировала приговор 53-летним летчикам — россиянину Виктору Садовничьему и гражданину Эстонии Александру Руденко, отправленным в тюрьму на восемь с половиной лет по обвинению в контрабанде авиационного двигателя, незаконном пересечении границы и нарушении международных норм полетов.
Главный прокурор республики Шерхон Салимзода пояснил, что первопричиной для задержания стало письмо из Афганистана, где летчики последние три года занимались доставкой грузов для войск коалиционных сил НАТО.
«Мы получили письмо от авиационных властей Афганистана о том, что в течение трех лет эти экипажи занимались коммерческой деятельностью на территории их страны незаконно. В связи с этим авиационные власти Афганистана не давали им разрешение на вылет из кабульского аэропорта и просили таджикскую сторону задержать их и арестовать самолеты в аэропорту города Курган-Тюбе, где они и приземлились, несмотря на запрет «Таджикаэронавигации», — цитирует слова прокурора РИА «Новости».
Как признал представитель авиакомпании — владельца задержанных самолетов Rolkan Investmens Ltd Валерий Пфефер, письмо действительно фигурировало на процессе. Он пояснил, что таджики сами послали запрос в Афганистан после того, как самолеты совершили экстренную посадку в Курган-Тюбе. В ответ пришло указанное письмо — на фарси.
«Но в прокуратуре Таджикистана его неправильно перевели», — заявил Пфефер.
«Мы пригласили на процесс переводчика, который при судье перевел это письмо. В этой бумаге дословно написано: «Контракт закончился, и эти самолеты не могут оставаться на территории Кабула». Ни о каком аресте или задержании в этом документе речи не идет. Это фальсификация, и этот факт был установлен прямо в заде суда. Я просил занести это в протокол, — утверждает Пфефер. — Вы вообще можете представить, как самолет может улететь из военного аэропорта Кабула, если афганцы его хотят арестовать?»
Адвокат летчиков Гулом Бобоев подтвердил слова представителя авиакомпании о неправильном переводе, однако сказал, что у него нет копии письма, чтобы показать его прессе. По его словам, защита не имеет права направить от себя запрос в Афганистан, чтобы подтвердить невиновность летчиков, так как это можно делать только на уровне государств и при наличии соответствующих соглашений. «Насколько я знаю, у России нет подобных договоренностей с Афганистаном, но Евросоюз — второй летчик является гражданином Эстонии — может это сделать», — сказал Бобоев.
Как пояснил «Газете.Ru» один из специалистов по фарси, трудно поверить, что таджики могли случайно допустить ошибку в переводе:
«Эти языки — таджикский и фарси — похожи, только первый использует кириллицу, а второй — арабскую вязь. Если говорить о теме ареста и задержания, то какой-то особой игры слов, способной запутать переводчика, тут нет», — отметил эксперт.
Прокурор Таджикистана, говоря о вине летчиков, также акцентировал внимание на «отсутствие сертификата оператора, сертификата летной годности, на то, что самолеты не имеют летных ресурсов и не проходили технических проверок и ремонта более трех лет». «И как мы могли при этих обстоятельствах принять их и разрешить им произвести последующий вылет в другие государства?» — заявил прокурор Салимзода, давая понять, что Таджикистан защитил страны мира от опасности, которую представляли два Ан-72. Впрочем, знали ли силовики об отсутствии у авиакомпании вышеперечисленных документов на момент задержания самолетов или выяснили гораздо позднее, прокурор не пояснил. В авиакомпании утверждают, что все документы у них есть. «Сертификат оператора говорит о том, где самолет поставлены на учет, на момент задержания эти два самолета стояли на учете в Грузии», — сказал Пфефер.
Фактически 12 марта претензии у диспетчеров к летчикам могли возникнуть только из-за путаницы с бумагами, разрешающими пересечение границы республики. В авиакомпании не исключают, что с ними могла произойти заминка.
Дело в том, что бумаги оформлялись не напрямую, а через посредника, признались в авиакомпании.
Как утверждает Пфефер, документы им помогла сделать авиакомпания Khatlon Air, «подконтрольная командующему национальной гвардии Таджикистана Раджабали Рахмонали». Это силовое подразделение находится в непосредственном подчинении у президента республики.
Авиакомпания делала авиационное обеспечение, работала как посредник между летчиками и авиационными властями Таджикистана. «Им платят деньги, они делают авиационное обеспечение — запрашивают документы и оформляют их, потом получают разрешительные бумаги и отправляют их в компанию-оператор», — сказал Пфефер. «У нас есть разрешение, которое направлено из офиса Khatlon Air в Арабских Эмиратах в Афганистан, менеджеру компании Aerospace Consortium, у которой наши самолеты были в аренде, — пояснил собеседник. — Они выдали все разрешительные вылетные документы экипажу. Если бы разрешений не было, их никто бы никогда в жизни не выпустил из Кабула». Собеседник предположил, что власти Таджикистана потом просто изъяли это разрешение. Он не исключил, что задержанные самолеты предназначались для вышеуказанной авиакомпании: «У них ничего нет, но они уже разместили в интернете объявления о наборе экипажей для Ан-72».
В начале августа в новостях появилась информация об авиакомпании Khatlon Air как о новом, четвертом авиаперевозчике Таджикистана. До этого в республике было три авиакомпании, одна из которых — East Air — была вынуждена приостановить полеты из-за отсутствия самолетов, которые бывшее руководство, обвинив таджиков в рейдерском захвате авиакомпании, перегнало в киргизский Бишкек. Эту историю приводил в пример Пфефер, говоря о том, что весь судебный процесс имеет одну цель — отобрать два самолета Ан-72, ранее принадлежавшие Российской армии и способных садиться на «любое поле». «Эти самолеты и экипажи работали на министерство обороны Таджикистана с февраля по сентябрь 2010 года, совершили более 100 полетов, — говорит Пфефер. — Когда в марте 2011 года у них закончился контракт в Афганистане, таджики пригласили их — летите, как к себе домой! Там три ведомства хотело, чтобы на них эти самолеты работали: министерство обороны, президентская национальная гвардия и пограничные войска — Комитет национальной безопасности, местная ФСБ».
На пресс-конференции с участием таджикского прокурора присутствовал представитель посольства РФ в республике консул Игорь Лабузов. Он поинтересовался, почему Таджикистан не оповестил российское дипведомство о задержании летчиков в течение четырех суток в соответствии с международными соглашениями и двухсторонними документами. Официально летчики были арестованы 12 мая, но консульский отдел был оповещен об этом лишь 31 мая.
Однако прокурор Салимзода так и не ответил на вопрос российского консула.
Ранее об этом министра иностранных дел Таджикистана Хамрохона Зарифи спросил глава МИД России Сергей Лавров. «Зарифи ссылался на сложности, связанные с многочисленными «пробелами» в статусе авиакомпании «Ролкан» и претензиями к ней со стороны властей Афганистана», — пояснили в российском дипведомстве. На это Лавров заявил, что «вопрос о судьбе гражданина России должен быть решен без каких-либо искусственных увязок».
Не захотел общаться на тему скандального дела и заместитель главного прокурора Абдусами Дадабаев, к которому «Газета.Ru» обратилась за комментарием. «Я нахожусь в отпуске, а на работу просто зашел», — сказал запрокурора, добавил, что не в курсе того, что происходит.
Заявление руководителя прокуратуры Таджикистана последовало после ряда жестких заявлений, сделанных эстонскими, а также российскими властями, включая президента Дмитрия Медведева. Они осудили вердикт и поведение таджикских коллег, а также выразили твердое намерение добиться справедливости для пилотов.
Экипажи двух самолетов Ан-72 были задержаны в Таджикистане 12 марта этого года. У них закончился контракт в афганском аэропорту Кабула, и летчики направились в Таджикистан, чтобы там «отстояться, отремонтироваться и определиться с дальнейшими контрактами». Однако при снижении в аэропорт Курган-Тюбе диспетчеры заявили, что не могут найти номера разрешения на посадку. Пилоты решили, что у них нет топлива, достаточного для возвращения в Кабул, и запросили экстренную посадку. На земле их встретили таможенники и пограничники, которые проверили документы, сами самолеты и не нашли ничего противозаконного. Однако потом экипажи — 8 человек — были задержаны представителями комитета национальной безопасности республики и отправлены в гостиницу под арест. Спустя месяц силовики предъявили обвинения командирам воздушных судов, а остальных отпустили. Суд над летчиками начался в середине октября. 8 ноября оглашен приговор — восемь с половиной лет лишения свободы.