Второй имам Ярославской соборной мечети Абдулмаджид был найден застреленным накануне, 9 ноября, у дверей квартиры на втором этаже в подъезде дома, в котором жил, в Дзержинском районе Ярославля. 29-летний священнослужитель возвращался домой после вечерней молитвы около 22.00. Он нес в пакете праздничную еду, традиционную для священного для мусульман месяца рамадан, — немного жертвенной баранины, которую готовят на Курбан-байрам.
«Предположительно, стрелять в Абдулмаджида начали еще на первом этаже, но он сумел добраться до второго — надеялся, возможно, вызвать помощь, — рассказал «Газете.Ru» источник в правоохранительных органах Ярославля. — Но убийца смог завершить начатое».
В теле убитого обнаружены четыре пули: три были выпущены в спину, одна в голову.
Из родственников имама в тот день дома была только мать жены. Жена и трехлетняя дочка находились в стационаре детской больницы: ребенок простудился, потребовалась медицинская помощь.
Второй имам на время праздников замещал имама Рамзана, который в этом году совершает хадж. Абдулмаджид уже несколько лет служил в Ярославской соборной мечети, рассказали «Газете.Ru» в мусульманской общине города.
Гражданское имя погибшего имама Артур Манукян. Его отец был армянином, мать татарка. Манукян родился в Ставропольском крае. Его жена родом из дагестанской мусульманской семьи. Манукян получил духовное образование, знал несколько иностранных языков, в том числе арабский.
«Мы сейчас занимаемся вопросами погребения имама, — сказал «Газете.Ru» председатель ярославского представительства Ассамблеи народов России Нур-Эл Хасиев. — Пока решено, что погребен он будет на родине, в Ставропольском крае. Туда же переедут жить к родственникам его супруга, дочь и теща».
Это не первая смерть в мусульманской общине Ярославля. В середине сентября во дворе собственного дома был убит представитель дагестанской диаспоры.
«Мы склонны связывать эти смерти», — заявил Хасиев.
«Если человек, которого застрелили в сентябре, занимался небольшим бизнесом кроме духовной деятельности и это могло быть как-то связано с его коммерческой деятельностью, то Абдулмаджид все время посвящал делам мечети и общины, — уточнил собеседник. — Не далее как две недели назад в Иванове был так же застрелен у дома второй имам Ивановской мечети. Нам представляется, что все эти смерти — звенья одной цепи».
Установить подозреваемых в убийстве Манукяна следователям пока не удалось. Уголовное дело возбуждено по ст. 105 УК РФ (предумышленное убийство). Чтобы определить, из какого оружия стрелял преступник, назначена баллистическая экспертиза. По предварительным данным, это был пистолет с глушителем.
Известный исламовед Роман Силантьев заявил «Интерфаксу», что убийство второго имама Соборной мечети Ярославля нужно взять на особый контроль. «Имамов сейчас убивают почти всегда террористы, которые пытаются вывести эти убийства за пределы Северного Кавказа. И все чаще угрозы получают имамы за пределами северокавказского региона», — сказал Силантьев. В то же время он не исключил, что убийство могло быть связано с бытовыми причинами, но призвал не делать поспешных выводов, поскольку нет достаточной информации от следствия. Действительно, ярославское управление СК пока не сделало заявлений о возможных версиях убийства.
Исламовед также сообщил, что большинство мусульман в ярославской общине — выходцы из Дагестана и Чечни.
В четверг с заявлением в связи с убийством имама выступил первый заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России Дамир Мухетдинов. «Особенно прискорбно, что убит был молодой человек, у которого остались жена и маленькая дочь. Три убийства имамов за менее чем два месяца в ЦФО наводит на безрадостные мысли о том, что страшная статистика, поразившая, как тяжелая болезнь, Северный Кавказ, становится обыденностью и в центральной части России», — говорится в письме, опубликованном на сайте islamrf.ru.