В среду в зале заседаний федерального суда Южного округа Нью-Йорка продолжился допрос Эндрю Смуляна, бывшего делового партнера Виктора Бута. Ему, как и Буту, вменяется сговор с целью убийства американцев, сговор с целью убийства должностных лиц США, сговор с целью продажи ракет в обход санкций ООН и поддержка терроризма посредством сотрудничества с колумбийской повстанческой группировкой FARC.
После встречи с агентом DEA (департамент по борьбе с наркотиками США), рассказал ранее присяжным прокурор, Смулян слетал в Москву, где переговорил с Бутом и вновь встретился с лжебоевиком Карлосом в Копенгагене. Они договорились, что основные переговоры, в которых примет участие сам Бут, пройдут в тайском Бангкоке. Там в итоге россиянин и британец были арестованы в марте 2008 года. Все переговоры были записаны, часть записей уже представили в ходе процесса. Адвокат Бута Альберт Даян в своей вступительной речи заявлял, что Бут договаривался о продаже самолетов, а не оружия.
70-летний бывший офицер южноафриканской разведки и судоходный магнат Смулян рассказал присяжным свою версию сути переговоров между ним, Бутом и другими партнерами.
Все эти записи были перехвачены американскими спецслужбами. «Можете иметь дело с Борисом», — это сообщение, по словам Смуляна, написал ему по электронной почте в ноябре 2007 года один из партнеров Бута, под псевдонимом «российский ответчик». На допросе обвиняемый был довольно разговорчивым, пишет CNN. Он надел темный пиджак поверх широкой тюремной одежды. Смулян рассказывал, что за белые усы и аккуратно причесанные волосы он получил прозвище «Бабу», что означает «дедушка» на языке суахили.
Смулян рассказал, что у всех участников переписки были свои клички, оружие они называли поочередно «сельскохозяйственной продукцией», «кешью» и «кусочками». «Покупатель, который не с этого континента, желает больше вещей, — писал Смулян в декабре 2007 Буту (Смулян жил в Африке в то время). — Все деньги есть. Можно ли сказать, что мы рассмотрим этот вопрос?» Бут в тот же день позже ответил: «С сельскохозяйственными штучками все возможно. Что нужно? Вы можете продолжить».
Бут, по его словам, имел несколько псевдонимов, в том числе Борис и «коллега медведь». Россия в сообщениях упоминается как «земля медведя».
Бут сохранял спокойствие во время допроса, но время от времени становился взволнованным и сердито перешептывался со своим адвокатом.
«Извините, прочитал о последнем дерьме», — написал Буту Смулян в ноябре 2006 года после того, как Совет Безопасности ООН постановил усилить контроль за торговыми перевозками на границах России и Грузии. «Иногда нам приходится сталкиваться с реальностью современного мира», — ответил Бут.
Смулян не сопротивлялся экстрадиции в США после того, как был арестован в Бангкоке. «Я понял, что заговор для убийства — серьезное преступление», — отвечал на вопросы адвоката Бута Смулян. Он признал, что его выбор — сдаться США или остаться в «очень мрачной» тайской тюрьме — был добровольным. Ему, как и Буту, грозит пожизненное заключение, но он может быть немедленно освобожден, если правительство США сочтет его сотрудничество «существенным».
Смулян и Бут спорили неделями о том, где им встретиться с предполагаемым повстанцем FARC. Тайные агенты DEA и конфиденциальные информаторы настаивали на личной встрече с Бутом, чтобы завершить сделку, рассказывал Смулян. Впервые с повстанцами Смулян встретился в Кюрасао в январе 2008 года. Прокуроры продемонстрировали его фотографии в различных гостиничных номерах и фойе гостиниц. Затем Смулян направился в Москву к Буту, чтобы обсудить встречу в Кюрасао. Подсудимый заявил, что Бут выразил энтузиазм по поводу сделки: он сочувствовал левым взглядам повстанцев. Они готовились провести сделку в румынском Бухаресте, но Буту в последний момент было отказано в визе. Тогда Бут предложил Вьетнам, Кубу, Черногорию или Марокко. В конце концов, они договорились о Таиланде. «Следующая встреча в Бангкоке», — написал Бут Смуляну 22 февраля 2008 года. Они были арестованы меньше чем через две недели.