Во вторник в зал заседаний федерального суда Южного округа Нью-Йорка под конвоем ввели пожилого мужчину. Склонив седую голову, 70-летний Эндрю Смулян прошел к месту дачи свидетельских показаний, не глядя на подсудимого – своего бывшего делового партнера и хорошего знакомого Виктора Бута, которого обвиняют в попытке сбыта оружия группировке «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC). Бут, напротив, сверлил Смуляна взглядом, отмечает корреспондент AFP, находившийся в зале суда.
«Кто был задержан вместе с вами в ходе операции спецслужб США в Таиланде в 2008 году?» — обратился к свидетелю федеральный прокурор Брэндон Макгвайер. «Мистер Виктор Бут», — все еще не глядя на предполагаемого сообщника, проговорил Смулян.
Отвечая на вопросы государственного обвинителя, свидетель рассказал, что знает Бута с 1997 года, с тех пор они на протяжении многих лет поддерживали довольно близкие отношения и виделись около 75–80 раз в год. Смулян, который в прошлом тоже работал в разведке (при режиме апартеида в ЮАР), помогал Буту создать частную авиабазу в Южной Африке. Он сам много лет занимался перевозкой различных грузов («машин, продуктов, оружия и пассажиров») в разные точки мира, но не был таким успешным бизнесменом, как российский коллега, рассказывал суду свидетель. Завязавшиеся деловые и дружеские отношения Бут и Смулян поддерживали около десяти лет, пока последний, прогорев на очередной неудачной сделке, не ушел в тень. Он жил в Танзании и «еле сводил концы с концами», когда на него вышли агенты американских спецслужб под прикрытием. От имени FARC они попросили Смуляна вывести их на Бута, у которого они собираются купить оружие. Британский подданный согласился: он полагал, что боевики настоящие, и тоже надеялся подзаработать.
«Вы одурачили Смуляна, воспользовались тем, что он стар и его легко сломать», — укорил спецагента Карлоса Сагастуме, который также присутствовал в суде во вторник, адвокат Бута Альберт Даян. «Нет», — коротко ответил агент.
Как и Буту, Смуляну вменяется сговор с целью убийства простых американцев, сговор с целью убийства должностных лиц США; сговор с целью продажи ракет в обход санкций ООН и поддержка терроризма посредством сотрудничества с колумбийской повстанческой группировкой FARC. После встречи с агентом DEA (департамент по борьбе с наркотиками США), рассказал ранее присяжным прокурор, Смулян слетал в Москву, где переговорил с Бутом, и вновь встретился с лжебоевиком Карлосом в Копенгагене. Они договорились, что основные переговоры, в которых примет участие сам Бут, пройдут в тайском Бангкоке. Там в итоге россиянин и британец были арестованы. Все переговоры были записаны, часть записей уже представили в ходе процесса. В частности, агенты дали Смуляну сим-карты — якобы для лучшей конспирации, — которые затем прослушивали.
Вопросов бывшему другу и деловому партнеру сам Бут и его защита не успели задать во вторник: допрос еще не завершил прокурор Макгвайер, он продолжит на следующем заседании. Давая показания и сотрудничая со следствием, Смулян надеется получить гораздо более мягкий срок, чем предусмотренное за эти преступления пожизненное заключение. Некоторые юристы, наблюдающие за процессом, полагают, что подельнику Бута могут назначить наказание, не превышающее отбытый с момента ареста в марте 2008 года до суда срок.
Адвокат Бута Даян настаивает, что его подзащитный не собирался продавать боевикам FARC оружие, а намеревался ограничиться грузовыми самолетами.
Даян на заседании во вторник представил свою версию беседы Бута в отеле Sofitel в Бангкоке с агентами DEA в марте 2008 года, после которой он и Смулян были арестованы. Адвокат акцентировал внимание жюри на том, что Бут «не являлся инициатором беседы о продаже оружия», передает ИТАР-ТАСС. Даян отметил, что сам Бут не написал на салфетках (подробно об оружии ни агенты, ни он старались не говорить вслух) «никаких важных базовых деталей» о требующихся боевикам видах вооружения, а также не указывал цен. «Единственная сумма — 5 млн долларов, которую озвучил Бут лично, была стоимостью двух его самолетов», — цитирует адвоката агентство. Говоря с боевиками FARC об оружии (эти переговоры накануне прослушали присяжные на аудиозаписях), Бут «вел двойную игру», чтобы продать старые транспортные самолеты, убеждал присяжных Даян.