В понедельник журналисты, прибывшие в федеральный суд Нью-Йорка, наконец-то получили то, о чем давно мечтали, — текст прослушки переговоров агентов американского департамента по борьбе с наркотиками США и российского предпринимателя Виктора Бута. Прессе, среди которой был и корреспондент «Газеты.Ru», прокуроры передали стенограмму последней встречи в Бангкоке, после которой Бут был арестован спецслужбами США. В расшифровках записей около 70 страниц.
Из них следует, что Виктор Бут действительно сам предлагал оружие сидевшим перед ним Карлосу и Рикардо, выдававшими себя за боевиков группировки «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC).
В судебном зале присутствовали два участника разговора — сам Бут в черном костюме и белой рубашке, худой и с всклокоченными волосами, а также тучный Карлос, уроженец Латинской Америки. Текст стенограммы был передан присяжным, и прокурор просил Карлоса уточнить, как он понял те или иные фразы вроде «давайте сделаем эту операцию» или «мы загрузим в самолеты эти штуки». Карлос отвечал сдержанно, в основном «да, сэр». «Операция» означала переправку оружия, а «штуками» выступали в зависимости от контекста автоматы Калашникова, боеприпасы, взрывчатка и прочие предметы, благодаря которым бойцы FARC намеревались убивать американских солдат.
В ходе переговоров Карлос и Рикардо убеждали Бута, что у них совершенно нет оружия и они будут рады абсолютно любой помощи со стороны россиянина, взамен обещали сделать поддельные паспорта ряда южноамериканских государств.
Бут сразу заявил парочке, что не хочет никаких проблем, пояснив, что он и так в течение семи лет находится под первым номером в неком списке опасных для США людей. Впрочем, он тут же подтвердил это подозрение, разработав в течение менее чем одного часа план по поставке оружия в Колумбию.
Россиянин сразу стал выяснять, что же именно и в каких объемах нужно его новым знакомым, записывая все на бумажку. Этот листок с мешаниной русских и испанских слов прокуроры предъявили присяжным с помощью проектора.
Сидевший в зале суда Бут — не в «клетке», как в российских судах, а за столом напротив судьи — листал бумаги и тихонько переговаривался с адвокатом. Карлос сидел напротив россиянина, справа от судьи, и выполнял просьбы прокурора, читая написанное на бумаге.
Согласно расшифровке, Бут не знал точно, сколько именно стоят необходимые предметы, однако давал примерный диапазон цен. Например, использованные АК-47, по его словам, можно закупить в Болгарии и Румынии за 120 долларов за штуку, а новые будут стоить примерно 300 долларов. Новые снайперские винтовки Драгунова можно приобрести за две тысячи долларов. «Или евро», — на всякий случай добавлял Бут, поясняя, что не знает точно современные цены. Он несколько раз сослался на неких друзей, в том числе молдаван, которые могли помочь достать оружие, а также на неких чиновников, которые могли бы сделать разрешение на провоз оружия.
Чтобы переправить груз, Бут предложил зарегистрировать авиакомпанию с российскими самолетами. Заговорщики пришли к выводу, что это можно сделать в Никарагуа или в Панаме. Затем перевезти оружие, сбросив его над Колумбией на парашютах, а затем приземлиться в Боливии и закупить там цветы и фрукты, как обычное торговое судно.
Собственно тут в разговоре возникли те самые самолеты, которые, по утверждению защиты, Бут хотел продать колумбийцам, а затем «кинуть» их.
Бизнесмен пояснил, что покупка одного самолета для будущей авиакомпании обойдется в $2—4 млн. «Колумбийцы» были согласны на все. Адвокат Альберт Даян пояснил ранее, что разговоры о поставках оружия Бут вел, чтобы удержать потенциальных клиентов. По словам Даяна, у сторон не было готового контракта, а значит, и итоговой договоренности о сделке.
Уже под конец переговоров Бут внезапно начал с жаром говорить об американцах как о своих личных врагах. «Это не бизнес, это моя битва. Я сражаюсь с американцами уже лет 10—15, — заявил агентам Бут. — Одно личное сопротивление».
«Ты уже не одинок, тебя сейчас поддерживает FARC!» — великодушно сказал Карлос. «После этого я пожал Буту руку», — добавил агент в зале суда.
Заговорщики обсудили, как они будут называть страны для следующей встречи: Никарагуа — «место номер один» и Панама — «место номер два». Бут пообещал, что вся операция займет менее трех месяцев. На этом моменте переговоры закончились — в помещение ворвались сотрудники спецслужб и прервали беседу.
Встретившись вновь в суде, Бут и Карлос не стали обмениваться проклятиями. Лишь посмотрели друг на друга, прищурив глаза.
На следующем заседании планируется допрос еще одного участника переговоров — сообщника Бута Эндрю Смуляна, это он свел бизнесмена и агентов США.