В воскресенье завершился визит главы РПЦ патриарха Кирилла на Западную Украину. В ходе двухдневной поездки предстоятель РПЦ посетил Черновицкое епархиальное управление, совершил всенощное бдение в Свято-Духовом кафедральном соборе, освятил Троицкий собор Вознесенского Банченского монастыря и дом детей-инвалидов. Черновицкая область Украины — особый регион, отличающийся от остальной Западной Украины. Здесь сохранилось православие и общин Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) больше, чем остальных православных и греко-католических общин, вместе взятых. Так, если у УПЦ МП 412 приходов, то у Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) 154, у Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) четыре, греко-католических приходов всего 25.
Официальная цель визита — освящение Троицкого собора Вознесенского Банченского монастыря. Настоятель монастыря игумен Лонгин (Жар) — человек, известный на всю Украину. Он создал уникальный детский приют, где воспитывается более 200 детей, от которых отказались родители. Там есть и больные ДЦП, и ВИЧ-инфицированные. Сначала священник сам усыновлял детей, потом построил для них несколько корпусов. Об отце Лонгине (до пострига его звали Михаил) писала украинская и российская пресса, о его приюте были сняты десятки телевизионных сюжетов, документальный фильм, ему присвоили звание Героя Украины.
Во время визита Кирилл раздал церковные награды чиновникам и предпринимателям, которые помогали игумену Лонгину строить детский приют при монастыре. Он наградил за эту помощь газового магната Дмитрия Фирташа и министра топлива и энергетики Украины Юрия Бойко орденом Серафима Саровского.
Предполагалось, что в Черновцы приедет и президент Виктор Янукович, и киевский митрополит Владимир. Но обоих не было.
Янукович сослался на занятость. Митрополит Владимир не смог приехать из-за состояния здоровья: глава УПЦ вот уже много лет страдает болезнью Паркинсона, а недавно получил тяжелую травму — перелом шейки бедра.
Это первый в этом году визит патриарха на Западную Украину и уже пятый за год в эту страну. В 2009-м году поездка в западноукраинский город Ровно обернулась скандалом. Патриарху по настоянию украинских властей пришлось отказаться от визита. Впрочем, в итоге в Ровно глава РПЦ все-таки поехал.
На этот раз, несмотря на отсутствие явной политической подоплеки визита, приезд главы Русской православной церкви тоже вызвал протесты. За несколько дней до приезда патриарха сайт религиозно-информационной службы Украины опубликовал интервью с митрополитом Даниилом — местным архиереем в Черновцах от Киевского патриархата. Священнослужитель заявил, что «российскому патриарху» на Украине «нечего искать», добавив к этому, что «Украина — это каноническая территория Константинополя, а не Москвы». Его процитировали несколько других украинских СМИ. Затем появились заявления партии «Свобода», известной свой антимосковской позицией. Партийцев возмутили билборды в Черновцах с фотографией Кирилла и подписью «Буковина встречает своего патриарха». «Напоминаем Вам, — говорится в обращении партии «Свобода» в адрес Черновицкой областной администрации, — что Украина является независимым и суверенным государством и Буковина является неотъемлемой частью Украины, а не анклавом российского государства, православную церковь которой возглавляет патриарх РПЦ Кирилл». Подобные заявления повторяются всякий раз, когда Кирилл приезжает на Украину.
Между тем, считают эксперты, если Москва не будет руководствоваться сугубо политическими целями, а попытается просто выйти на живой церковный диалог, то отношения с украинскими церквями могут улучшиться.
«Это пробный визит, выбраны пасторские гуманитарные цели, никаких других не может быть, хотя ему и пытаются придать политический оттенок. У западно- украинской церкви свой формат, между православными и греко-католиками здесь идет диалог. Тем более, что нынешний глава греко-католической церкви видит свою миссию и в том, чтобы восстановить целостность церкви на Украине, причем без навязывания каких-то своих моделей. Москва также говорит об этом, выдвигая идею православного единства. Да и саму пользу живого церковного общения нельзя игнорировать», — считает историк-религиовед Алексей Юдин. Вместе с тем, по его мнению, использование ситуации в политическом ключе, тупиковый путь: «Если речь идет об освоении территорий, то это будет просто «войнушка», которая ведет в никуда».