В пятницу Волгоградский областной суд признал виновным уроженца Казахстана Муссу Ясулова в совершении взрывов, прогремевших в Волгограде в апреле 2011 года. На процессе подсудимый признал свою вину. Приговор оглашали в течение двух часов.
В итоге судья Олег Минаев приговорил Ясулова к 12 годам колонии строгого режима с последующим ограничением свободы на полтора года.
Два самодельных взрывных устройства, начиненных гайками и болтами, сработали 26 апреля 2011 года у здания Волгоградской академии МВД и у здания ОГИБДД УВД по городу Волгограду. Пострадавших не было. Близ здания ГИБДД образовалась воронка глубиной в полтора метра, а в бетонных воротах — огромная дырка. У Академии МВД Волгограда взрыв произошел в тот момент, когда робот-сапер пытался обезвредить бомбу, обнаруженную в подозрительной сумке. Сначала у сотрудников правоохранительных органов не было никаких предположений о том, кто мог заложить бомбы. За информацию, которая могла бы помочь следствию, глава областного ГУВД Александр Кравченко обещал вознаграждение в один миллион рублей. В итоге преступление раскрыли сотрудники астраханского УФСБ.
7 мая 2011 года сотрудники УФСБ по Астраханской области задержали четверых, как предполагалось, причастных к взрывам в Волгограде.
Однако в итоге была установлена причастность к взрыву только двух задержанных — Ясулова и местного жителя Андрея Антонова, принявшего ислам. Антонов был убит при задержании, а Ясулову были предъявлены обвинения в покушении на убийство двух и более лиц, совершенное общественно опасным способом, группой лиц по предварительному сговору, по мотивам идеологической ненависти и вражды (ч. 3 ст. 30, пунктам «а», «е», «ж», «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ), в умышленном повреждении чужого имущества, совершенном путем взрыва и повлекшим причинение значительного ущерба (ч. 2 ст.167 УК РФ), в незаконном изготовлении взрывных устройств, совершенном группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 223 УК РФ) и в незаконном хранении, перевозке и ношении взрывных устройств, совершенном группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 222 УК РФ).
«Остальные задержанные проходят по астраханским делам», — сказали «Газете.Ru» в следственном управлении Следственного комитета России по Волгоградской области. По версии следователей, в январе 2011 года задержанные создали банду, «которая ориентировалась на совершение терактов и убийство сотрудников правоохранительных органов». Однако ни одного убийства совершить не удалось. Преступники «желали принудить органы власти к созданию льготных социально-экономических условий жизни лицам, придерживающимся идей радикального ислама».
Члены группы придерживались «радикального религиозного вероучения» и были готовы лишиться жизни ради достижения целей, говорят следователи.
По данным следствия, четверо задержанных готовили теракты в Астрахани. Взрыв, предположительно, должен был произойти 9 мая 2011 года в культурно-развлекательном комплексе «Даир» на Боевой улице. Оперативники установили слежку за подозреваемыми, фиксировали их разговоры и передвижения. При обысках на съемных квартирах задержанных были обнаружены металлические шарики подшипников различного диаметра, электрические цепи с разъемами для батареек «Крона» и лампочками накаливания, часы-будильник с самодельными выведенными проводами, тротиловая шашка и другие компоненты, которые используются при изготовлении бомб.
«Мы вышли на эту группу, расследуя дело о нападениях на сотрудников правоохранительных органов в июле, августе и октябре 2010 года, — рассказывала в мае «Газете.Ru» старший помощник руководителя следственного управления СКР по Астраханской области Анна Коняева. — Эти пять человек поддерживали отношения с людьми, задержанными ранее. Они носили «передачки», созванивались, писали сообщения».
Гособвинитель на процессе по делу Ясулова просил приговорить его к 15 годам колонии строгого режима с последующим ограничением свободы на два года, передает РИА «Новости». Защита настаивала, что обвиняемый не планировал кого-либо убивать, а взрывы совершил с целью устрашения.
Следователи, в свою очередь, полагают, что взрывы в Волгограде были пробными.
В ходе рассмотрения дела в суде гражданские иски о возмещении ущерба заявили академия МВД и УФСБ по области. Всего, по данным гособвинения, ущерб ведомствам, а также жителям домов, где были выбиты стекла, составляет более 3,3 млн рублей.