Обвиняемые по делу об аварии на подводной лодке «Нерпа» оправданы. «Коллегия присяжных заседателей оправдала Дмитрия Лаврентьева и Дмитрия Гробова по уголовному делу об аварии на подводной лодке «Нерпа», произошедшей в 2008 году во время ходовых испытаний в Японском море, в результате которой погибли 20 человек», — говорится на сайте Тихоокеанского военного флотского суда, рассматривавшего дело.
Процесс по делу о гибели подлодки проходил в закрытом режиме: многие документы, представленные прокурорами в суде, проходят под грифом «Совершенно секретно».
Лаврентьев обвинялся по пункту «в» части 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий). Гробову инкриминировали часть 2 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) и части 2 ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей). Официальные обвинения Гробову предъявили практически сразу после катастрофы – в конце ноября 2008 года. Именно он, по версии следствия, привел в действие систему пожаротушения ЛОХ (Лодочная объемная химическая), которая начала подавать в отсеки АПЛ фреон, из-за которого задохнулись 20 членов сдаточной комиссии. Два с половиной года назад следователи заявляли, что Гробов сам дал признательные показания и рассказал, что включил подачу фреона. Имя командира «Нерпы», капитана первого ранга Лаврентьева появилось в уголовном деле больше чем через год после трагедии. В деле говорилось, что он плохо подготовил своего подчиненного, и потому Гробов «из любопытства » включил систему пожаротушения.
Следствие по делу «Нерпы» закончилось в конце марта, в конце июня Тихоокеанский флотский военный суд приступил к рассмотрению дела по существу.
В состав жюри присяжных вошли 18 человек – две женщины, остальные мужчины.
«Большинство отобранных присяжных – женщины-домохозяйки предпенсионного возраста, – цитировал «Интерфакс» адвоката Лаврентьева Сергея Бондаря. Тогда адвокат высказывал недовольство отобранным жюри: «Такая коллегия не сможет вынести объективный вердикт. На суде будет представлено более десятка специализированных технических экспертиз, а эти люди будут страдать, когда необходимо дать верную оценку доказательствам. В праве есть принцип «судить равных себе», а у нас командира подводного ракетоносца будут судить домохозяйки».
Одним из ключевых свидетелей по делу стал главнокомандующий Военно-морским флотом (ВМФ) России адмирал Владимир Высоцкий. Он выступал в качестве свидетеля обвинения.
Показания в зале суда адмирал дал 15 августа. Дальневосточная прокуратура прокомментировала ход процесса единственный раз – после допроса в суде Высоцкого. СМИ со ссылкой на адвоката Бондаря написали, что в зале суда адмирал принял сторону обвиняемых. Как пишет «Коммерсантъ», защитник утверждал, что процедуры проверки готовности АПЛ к выходу в море были соблюдены, капитан Лаврентьев не выходил за рамки своих должностных полномочий. По версии Бондаря, Высоцкий также сказал, что систему ЛОХ мог привести в действие любой человек, находившийся на борту лодки, в том числе гражданский. Прокуратура отреагировала быстро, заявив, что Высоцкий в показаниях поддержал гособвинение. «Искажается суть и смысл исследуемых в закрытом судебном заседании документов и показания многих свидетелей, в том числе главнокомандующего ВМФ адмирала Владимира Высоцкого, поддержавшего позицию государственного обвинения о допущенных командиром АПЛ капитаном первого ранга Дмитрием Лаврентьевым нарушениях, связанных с подготовкой экипажа к выходу в море», — сказано в официальном заявлении военной прокуратуры Тихоокеанского флота.
Лаврентьев изначально не признавал себе виновным. Обвинение же, как говорилось ранее в СМИ, во многом строилось на показаниях Гробова, который признал свою вину и заявил, что именно он включил систему ЛОХ.
Но в разгар процесса, в августе, непосредственный виновник аварии отказался от своих показаний. Суду Гробов заявил, что признал вину под давлением следователей.
Об этом журналистам сказал тот же Бондарь. Гробов сказал в суде, что, по показаниям членов сдаточной команды, экипаж работал четко и слаженно. В мае сдаточная команда «Нерпы» и работники Амурского судостроительного завода опубликовали открытое письмо в защиту Лаврентьева и Гробова. «В момент аварийной ситуации на АПЛ «Нерпа», происшедшей 8 ноября 2008 года во время заводских испытаний в Японском море, грамотные и правильные команды Лаврентьева, а также четкие, слаженные и отработанные действия экипажа не позволили аварийной ситуации перерасти в крупную аварию. В основу всего обвинения положены необоснованные факты проявления неграмотного руководства, слабой организации и низкой подготовки личного состава экипажа по борьбе за живучесть», — говорится в письме.
По мнению подписавших обращение, Лаврентьев «спас Российский флот от позора неумения действовать в сложнейшей экстремальной ситуации, а российскую промышленность — от многомиллиардного ущерба».
Бондарь также говорил ранее, что, как показала экспертиза, в систему пожаротушения «Нерпы» был закачан не чистый фреон, а его смесь с более дешевым тетрахлорэтиленом. Когда система сработала, находившиеся на борту при первых вдохах попадали в обмороки, 20 человек погибли от нехватки кислорода. «Причиной чрезвычайной ситуации, происшедшей в Японском море, является не командир Лаврентьев, и искать эти причины следует совсем в других местах, а не на корабле», — говорится и в открытом письме сдаточной команды.
Во время следствия и судебного процесса и Лаврентьев, и Гробов находились на свободе. Им была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. По последней информации, Гробов служит матросом на Камчатке, а Лаврентьев продолжает исполнять обязанности командира подлодки «Нерпа».
Представители прокуратуры заявили, что не согласны с вердиктом присяжных. Дату приговора в Тихоокеанском флотском военном суде «Газете.Ru» назвать не смогли.