Москва сдает позиции в сфере контроля над привлечением иностранной рабочей силы, отвоеванные у федерального центра прежней администрацией города. В среду Мосгордума исключила из закона «О занятости населения в городе Москве», действовавшего с 2008 года, норму, по которой город устанавливал «условия привлечения иностранных граждан, связанных с обеспечением работодателями материальных, медицинских, жилищных и иных социальных гарантий приглашенным работникам», а также «порядок и механизм осуществления проверок» работодателей в этой сфере.
Как заявил замруководителя департамента труда и занятости Александр Воронцов, изменения в городской закон потребовались для его приведения в соответствие с федеральным. «В Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 2002 года действительно предполагалось, что функции контроля будут переданы на уровень регионов. Но в его последней версии указано, что «контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти». И возможности Москвы в этом плане ограничены», — объяснил чиновник.
Правда, чиновник заверил, что работа департамента труда и занятости по наведению порядка продолжится. «Квота в 200 тысяч иностранных работников сохранится и на будущий год, а дальше мы предусматриваем их долю в размере не более 3,2% от занятого в экономике города населения», — рассказал Воронцов, подчеркнув, что исключаемая из закона норма все равно не работала.
С этим не согласился председатель думской комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев. Депутат напомнил, что, устанавливая для работодателей условия, связанные с социальными гарантиями для трудовых мигрантов, власти старались отрегулировать рынок труда и снизить число гастарбайтеров. «В программе занятости у нас четко прописан блок, направленный на решение этой проблемы, — заявил он. — Например, нам удалось понудить работодателей, чтобы они подавали такие требования к вакансиям, под которые бы подходили москвичи и россияне (чтобы не писали среди требований к сантехнику знание узбекского или таджикского языка). Кроме того, на уровне города были заключены договоры с ФМС».
По мнению Антонцева, регионам нужны дополнительные права, «чтобы активно наводить порядок с гастарбайтерами у себя дома и при необходимости приглашать их на определенные специальности, а не просто открывать настежь двери».
Впрочем, мэрия, похоже, хотела бы отстраниться от этой проблемы. Так, декларируя в программе «Безопасный город» на 2012—2016 годы задачу снижения на 5—7% уровня незаконной миграции и формирования «полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан», авторы документа не предусмотрели выделение на это бюджетных средств.
Чиновники не готовы обсуждать реальное число находящихся в Москве иностранных работников. «Мы отвечаем за те цифры, которые знаем. Это 200 тысяч выданных в рамках квоты разрешений на работу. Нелегалы — сфера ответственности ФМС, и, по их данным, число постоянно находящихся в Москве иностранных граждан не превышает 380 тысяч человек», — заявил Воронцов в ответ на вопрос вице-спикера Николая Губенко, озвучившего цифру в 3 млн человек.
Самих гастарбайтеров и их работодателей мало волнует и потребность экономики Москвы, и не имеющая никакого отношения к реальному положению дел федеральная квота, напомнил Губенко. «Наш закон давал возможность влиять на работодателей, требуя с них выплаты зарплаты и соблюдения медицинских, жилищных и иных соцгарантий. Теперь мы лишены таких возможностей», — сказал депутат.
Экс-мэр Москвы Юрий Лужков неоднократно выступал с критикой государственной миграционной политики и настаивал на праве города включать собственные «регуляторы присутствия в Москве иностранной рабочей силы», направленные на ее ограничение.
В частности, московские власти предлагали создание «миграционного терминала» — городского центра распределения иностранных работников, который координировал бы все миграционные процессы в городе: «одно окно» для гастарбайтеров вербовало бы их на родине, сопровождало до места работы, размещало, регистрировало и защищало их интересы.
Столичная мэрия даже подписала соответствующие соглашения с Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном. Планировалось создание единого аналитического банка данных о мигрантах и электронных пластиковых — «карт гостя» для самих иностранцев, создание временных административно-бытовых городков для гастарбайтеров и даже введение ответственности для москвичей, сдающих жилье нелегалам.
Но все эти фантазии наталкивались на федеральное законодательство. Теперь, кажется, пал последний бастион.
По мнению директора Центра социально-трудовых прав Елены Герасимовой, трудовое право в целом и контроль и надзор за привлечением и условиями труда иностранных работников относятся к вопросам совместного ведения федерации и субъектов, и, если на этот счет существует федеральное законодательство, региональное должно ему соответствовать.
«С этой точки зрения принятые Мосгордумой изменения в городской закон действительно технические, — объяснила эксперт «Газете.Ru». — Однако закон позволяет регионам устанавливать более высокий уровень гарантий (медицинских, социальных), чем это предусмотрено федеральным документом, в том числе и в области трудовых отношений. Нельзя сделать иначе или хуже, а лучше — можно».
Московские власти могли сделать это в рамках своего закона о занятости, улучшив положение работников, с одной стороны, и получив возможность ограничивать их численность — с другой, считает эксперт. Но «они пошли по формальному пути».
Впрочем, у Москвы остается серьезный административный рычаг в виде Административного кодекса. «Мы установили в городском Кодексе об административных нарушениях высокие штрафы для работодателей — до 500 тысяч рублей за каждого выявленного нелегала, — рассказал «Газете.Ru» депутат Мосгордумы Антон Палеев. — Хорошо известно, где эти люди работают — в строительстве, торговле и сфере ЖКХ. Я уже не говорю о фирмах однодневках, которые приглашают иностранных работников, а потом схлопываются. Но это уже вопрос борьбы не столько с миграцией, сколько с коррупцией. Для того чтобы выявлять в Москве нелегалов, не надо никаких законов, было бы желание».