Вопрос о культивировании в России ненаркотической конопли для промышленных нужд был тщательно рассмотрен в среду на заседании Государственного антинаркотического комитета (ГАК) под председательством главы Госнаркоконтроля Виктора Иванова. В Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) подчеркнули высокий статус собравшихся. «Там были представители министерств — сельского хозяйства, экономического развития, здравоохранения», — пояснил «Газете.Ru» начальник пресс-службы ФСКН Николай Карташов. Это, судя по всему, еще раз подтверждало, что обсуждение будет в ближайшем будущем реализовано на практике. «Разговор на эту тему состоялся конкретный, обстоятельный, — пояснил Карташов. — Потом все предложения будут обобщены и направлены в соответствующее ведомство». Он добавил, что идея о безвредной конопле не принадлежит Иванову или ФСКН, а является одним из вопросов для ГАК.
Чиновники предлагают засевать «промышленную» или «безнаркотическую» коноплю, однако в ней все равно будут присутствовать наркотические вещества.
Последние три десятилетия селекцией конопли в России занимались три научно-исследовательских института — Пензенский, Чувашский и Краснодарский. Благодаря непрерывному селекционному отбору научные работники вывели сорт, «в сухой массе листьев и соцветий верхних частей» которого содержится «не более 0,1% тетрагидроканнабинола», указывается на сайте ГАК. Обычная марихуана содержит 2–4% этого алкалоида, а в некоторых сортах содержание достигает 20—24%. Утверждается, что новый гибрид не обладает наркотической активностью. А всего Госреестр содержит 22 сорта и гибрида посевной конопли для разных целей.
Генетики утверждают, что «безвредная» конопля более сильная и в будущем вытеснит своего опасного сородича с полей. Впрочем, можно ли отличить на глаз один сорт от другого, ученые не говорят.
Глава ФСКН с ностальгией говорят, что в дореволюционной России и СССР были широко распространены сельскохозяйственные посевы конопли, «достигавшие в отдельные годы почти миллиона гектаров». «Площади посева культуры в России по отношению к 60-м годам прошлого века снизились более чем в 300 раз и в настоящее время составляют менее двух тысяч га», — отметил Иванов.
Чиновники упирают на то, что «конопля — это традиционная отечественная сельскохозяйственная культура, возделываемая для получения волокна и масла семян», а в качестве экономического обоснования, ссылаясь на международных экспертов, указывают, что на мировом рынке цена на коноплю в два раза выше, чем на простой хлопок, и спрос на конопляные ткани растет на 30% ежегодно. «Сорта (которые вывели российские генетики — «Газета.Ru») обеспечивают выход с одного гектара конопли до 7 тонн высококачественной целлюлозы. Для справки: из одного гектара настоящего леса — не более одной тонны», — заявил на заседании ГАК Иванов.
В последнее время к дореволюционному перечню изделий из конопли прибавился углепластик. Из него, например, сделан корпус самолетов Boeing-787.
«Материал отличается высокой прочностью, жесткостью и малой массой, а по удельным характеристикам превосходит высокопрочную сталь, хотя гораздо легче ее. Углепластики используются вместо металлов во многих изделиях, от космических кораблей до усиления железобетонных конструкций», — пояснили в ГАК.
Когда именно обсуждаемый вопрос будет оформлен законодательно, пока неизвестно. Но, судя по всему, чиновники уже не откажутся от задуманного. «Конопля является стратегической культурой, выращивание которой становится приоритетным направлением экономики во многих странах мира и входит в круг интересов правительств развитых стран», — заявили в ГАК. В комитете отметили, что нововведение «придаст сельскохозяйственному и текстильному производствам эффективный импульс развития», а также «создаст около миллиона новых рабочих мест и снизит социальную напряженность в регионах».
Главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко не нашел аргументов против «безвредной» конопли, но добавил, что ее посевы все равно потребуют тщательного контроля.
Он напомнил ИТАР-ТАСС, что если в Европе выращивают коноплю, то ставят охрану в период, когда данное растение вызывает интерес у наркозависимых людей. «У нас я могу с трудом представить, как это организовать», — отметил он. Он призвал коллег не торопиться. «Вопрос поднят — его нужно изучать. Торопиться и принимать опрометчивые решения нельзя», — убежден Онищенко. Он выразил опасения, что после разрешения выращивать коноплю люди придумают, как «из этого извлекать преступную прибыль». При этом глава Роспотребнадзора признал, что «сегодняшний тотальный запрет тоже не срабатывает».
Известный нарколог, профессор Казанского государственного медицинского университета, эксперт ВОЗ Владимир Менделевич также уверен, что
заинтересованные россияне всегда найдут способ извлечь наркотик из растения.
«Если наркотик там будет, пусть даже в крайне малых количествах, проблемы с его выделением у заинтересованных лиц не будет, — пояснил он «Газете.Ru». — Вопрос в другом: насколько это окажется экономически выгодным для потребителя. Для сравнения, чтобы получить эффект от содержащегося в булочках мака, необходимы неимоверные количества кондитерского изделия. А вот из таблеток от кашля или из некоторых обезболивающих выделить наркотическое вещество проще и экономичнее».