В понедельник в Следственный комитет было направлено заявление матери юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Наталья Магнитская потребовала возбудить уголовное дело в отношении ряда высокопоставленных чиновников. В частности, она обвиняет в гибели сына генерального прокурора Юрия Чайку, а также экс-начальника Следственного комитета при МВД Алексея Аничина, снятого со своего поста этим летом по приказу президента.
Чайка и Аничин, по мнению матери юриста, «оставили без должного рассмотрения адресованные на их имя жалобы, ходатайства и заявления» Магнитского и его адвокатов.
Всего адвокаты отправили более 400 жалоб и заявлений в различные ведомства. «Подавляющее число жалоб не только остались безответными, но, как выясняется, даже не регистрировались, а в остальных Магнитскому было отказано», — уточняет его мать в заявлении.
Еще трое чиновников — замначальника Следственного комитета при МВД Олег Лагунов, а также заместители руководителя ФСИН Владимир Семенюк (уже сменивший работу) и Эдуард Петрухин, по мнению матери погибшего юриста, участвовали в санкционировании перевода арестанта из Бутырского следственного изолятора в СИЗО «Матросская Тишина» «с целью оказания на него дальнейшего физического и психологического давления».
В списке обвиняемых также 11 судей Тверского суда Москвы и Московского городского суда.
Это федеральные судьи Сергей Подопригоров, Елена Сташина, Светлана Ухналева, Алексей Криворучко, которые выносили постановления о заключении Магнитского под стражу и о продлении срока его содержания под стражей. Они же, а также судья Татьяна Неверова отказывали в жалобах, заявлениях и ходатайствах Магнитского и его адвокатов. «Указанные решения судей были оставлены в силе решениями судей кассационной и надзорной инстанций Московского городского суда, в их числе Лариса Водопьянова, Сергей Марков, Светлана Андреева, Любовь Николенко, Нина Шарапова и Оксана Рольгейзер», — говорится в заявлении Натальи Магнитской. По ее мнению, судьи были обязаны выявить нарушения закона в решениях Тверского суда по делу юриста.
Всего в заявлении перечислено 36 фамилий, в том числе сотрудников ФСБ. Но этот список может расширяться за счет «других членов следственной группы и должностных лиц МВД», которые так и остались неназваными.
Перечисляя отказы в рассмотрении жалоб Магнитского, в том числе на ухудшение здоровья, как события, приведшие к его гибели, мать юриста утверждает, что главной причиной смерти ее сына стало избиение. На теле Магнитского были обнаружены ссадины, свидетельствующие о том, что он сопротивлялся. Об этом же говорилось в опубликованном летом 2011 года отчете общественной наблюдательной комиссии при президенте, которая исследовала обстоятельства гибели юриста. Магнитского доставили из одного СИЗО в другое из-за обострения панкреатита, однако тюремный врач Александра Гаус посчитала, что у пациента, повторяющего, что его хотят убить, обострение психоза. Ему была вызвана психиатрическая «скорая помощь», Магнитский был помещен в бокс, где за ним присматривали девять сотрудников охраны. Они пробыли в комнате около полутора часов, после чего юрист был обнаружен мертвым. Приехавшую бригаду врачей около часа не пускали к пациенту. Мать юриста утверждает, что на теле сына были обнаружены ссадины.
Кровоподтеки были на костяшках пальцев рук, — словно он пытался отбиваться, до крови разбивая кулаки.
На запястьях были синие борозды — охрана слишком сильно закрыла наручники. Судмедэксперты обнаружили также закрытую черепно-мозговую травму и след от инъекции в корень языка, при этом в теле следов введения каких-либо лекарств не было обнаружено. Также непонятно, по каким причинам юриста переодели в чистое белье (перед смертью или сразу после, также неясно). «Следствие, длящееся свыше 21 месяца, до сих пор не дало надлежащую оценку этим прямым и косвенным свидетельствам применения насилия в отношении Магнитского, отказываясь устанавливать причины появления указанных повреждений на его теле», — говорит Наталья Магнитская.
В свою очередь, в понедельник Следственный комитет заявил о начале проверки того, насколько обоснованна госпитализация медиков «Бутырки», обвиняемых по делу о гибели Магнитского.
«В настоящее время обвиняемые Дмитрий Кратов и Лариса Литвинова находятся на стационарном лечении в государственных медицинских учреждениях, что препятствует их участию в следственных и иных процессуальных действиях», — сообщили в СК РФ. Сейчас следствие «проверяет обстоятельства выявления и тяжесть заболеваний обвиняемых». Ранее Кратов занимал должность замначальника СИЗО по лечебно-диагностической работе и являлся непосредственным начальником Литвиновой, являвшейся лечащим врачом Магнитского. Члены общественной наблюдательной комиссии при президенте отмечали, что показания врачей о последних часах жизни юриста расходятся. Кратов обвиняется в халатности, а Литвинова — в причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей.
Летом 2011 года коллеги юриста по фонду Hermitage Capital уже пытались заставить следователей возбудить уголовное дело в отношении генерального прокурора Юрия Чайки, обвиняя его в незаконном освобождении от уголовной ответственности сотрудников налоговой инспекции, которых подозревали в отмывании бюджетных средств. Речь идет о сотрудницах управлений ФНС № 25 и № 28 Елене Химиной и Ольге Степановой. По данным Hermitage Capital, они могли быть замешаны в деле о хищении 5,4 млрд рублей из бюджета, которое раскрыл Магнитский и в совершении которого он же был и обвинен.
Представители фонда утверждают, что в налоговых инспекциях № 25 и № 28 были приняты решения о незаконном возвращении налогов на сумму 5,4 млрд рублей трем российским инвестиционным компаниям фонда Hermitage — ООО «Рилэнд», ООО «Парфенион» и ООО «Махаон». В фонде отмечали, что права собственности на данные компании были «мошеннически переоформлены на подставную фирму», а деньги украдены преступной группировкой, в которую входили представители правоохранительных органов. Эту махинацию, по мнению сотрудников фонда, выявил Магнитский, однако он был сам задержан и отправлен в СИЗО по обвинению в причастности к данному преступлению, где скончался 16 ноября 2009 года.