В четверг в Подмосковье было возбуждено уголовное дело по факту неполучения льготниками лекарств из списка жизненно важных. «Решение о возбуждении уголовного дела принято по результатам доследственной проверки, проведенной по распоряжению председателя Следственного комитета (СК) Александра Бастрыкина», — говорится на сайте ведомства. Как пояснили «Газете.Ru» в управлении СК по Московской области, проверка началась после сюжета на канале «Вести-Москва» под названием «Почем бесплатное?». «Лекарственный кризис в Подмосковье: тысячи льготников остались без жизненно важных препаратов, которые по закону им положены бесплатно», — так начинался сюжет телеканала. В сюжете, рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе СК, льготники на камеру говорят, что им не выдают положенных по закону лекарств, а вместо этого предлагают купить их.
В частности, льготники не могли получить инсулин, мадопар (применяется при болезни Паркинсона), беродуал (при астме), серетид (также применяется при бронхиальной астме).
Бесплатных лекарств не было в Раменском, Долгопрудном, Балашихинском, Пушкинском районах. Территориальный отдел Пушкино уже успел ранее возбудить уголовное дело по заявлению одного из льготников, говорят в СК. «Вчера было поручено проведение проверки по информации, представленной в телесюжете. И уже сегодня приняли решение о возбуждении дела. Сейчас мы вызываем пострадавших. По результатам проверки будет вскоре принято решение по изъятию бухгалтерской документации в ряде учреждений. Теперь мы можем это сделать в рамках уголовного дела», — говорят в подмосковном СК. Пока фигурантов в уголовном деле нет.
Получить комментарии в подмосковном министерстве здравоохранения пока не удалось.
Это уже не первое дело, касающееся льготных лекарств.
В декабре 2010 года СК по Центральному федеральному округу возбудил уголовное дело по ст. 178 Уголовного кодекса (недопущение, ограничение или устранение конкуренции).
«Установлено, что при проведении аукционов руководители ряда коммерческих организаций, осуществляющих поставки препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, незаконно осуществили согласованные действия, ограничивающие конкуренцию. Минздравсоцразвития необоснованно отказывало в допуске к торгам организациям, не участвующим в этой схеме. Также при проведении торгов министерством изначально завышалась начальная стоимость лекарств», ― утверждает Генпрокуратура. В 2008―2009 годах министерство заключило 164 госконтракта на 66,3 млрд рублей, из них 127 контрактов на 61 млрд рублей достались шести поставщикам, проследили прокуроры. Сейчас уголовное дело, как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе СК, отправлено на расследование в следственный департамент МВД.
В июле обыски прошли в российских офисах транснациональных корпораций Novartis и Teva, а также в концернах «Валента» и «Акрихин».
Дистрибуторы этих компаний участвуют в госпрограмме дополнительного лекарственного обеспечения. Обыски касаются работы фирм — дистрибуторов лекарственных препаратов. Постановление о производстве выемок есть в распоряжении «Газеты.Ru»: «Минздравсоцразвития в 2008–09 годах проведены аукционы на право заключения госконтрактов на поставку лекарственных средств за счет средств федерального бюджета. В результате заключения ограничивающих конкуренцию соглашений по распределению аукционных лотов между ЗАО «Р-Фарм», ООО «Манас-мед», ЗАО «Корал-мед», ООО «Эдванс-трейдинг», ЗАО «Шрея корпорэйшнл», ООО «Медикал лизинг консалтинг», ООО «Русресурс», ЗАО «Фирма Центр внедрения Протек», ЗАО «Роста», ОАО «Фармстандарт», ООО «Оптимальное здоровье», ООО «Ирвин 2», ОАО «Фармасинтез» и ОАО «Фармимэкс» государству причинен особо крупный ущерб в размере не менее 3 млрд рублей».
Скандал с обеспечением граждан жизненно важными лекарствами разгорелся также в начале года, касался он всех регионов страны.
Как писала «Газета.Ru», из российских аптек тогда исчезли дешевые таблетки аспирина, парацетамола, аскорбиновой кислоты, лазолвана, ингалятор симбикорт, диабетон и те же серетид и беродуал. Во время дефицита лекарств Минздрав говорил, что лекарств нет из-за того, что производители вовремя не подали документы на регистрацию, а производители, что министерство слишком поздно опубликовало список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.