В Калининграде оглашен приговор по делу издателя газеты «Тридевятый регион» Бориса Образцова, признанного виновным в оскорблении Русской православной церкви (РПЦ). Образцов – известная фигура в Калининграде. Он не только издает газету «Тридевятый регион», но и владеет гей-клубом «Амстердам».
Уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) против Образцова было возбуждено в марте 2011 года.
Тогда в Следственный комитет (СК) обратился бывший пресс-секретарь калининградской полиции Максим Макаров с жалобой на авторскую колонку Бориса Образцова в газете «Тридевятый регион».
Дело в том, что ТР перепечатал статью из «Независимой газеты» под названием «Духовный регламент прет-а-порте». Речь в статье шла о заявлении главы синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина о необходимости введения «общероссийского дресс-кода».
В частности, Чаплин заявил, что «если женщина пришла в офис одетой, как проститутка, то другие женщины должны иметь право сказать ей об этом».
Эту перепечатку в весьма фамильярном тоне и прокомментировал Образцов.
Макаров, требуя возбудить уголовное дело против Образцова, продемонстрировал отменные юридические и пастырские познания. «Учитывая, что в документе архиерейского собора РПЦ «Отношение к намеренному публичному богохульству» предусмотрено «благословение мирян на мирное гражданское противодействие богохульству», прошу возбудить уголовное дело в отношении Бориса Образцова по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 282 УК РФ», — написал пиарщик в заявлении в СК.
В итоге составом преступления, по данным следствия, стали четыре высказывания автора колонки: «По-моему, религия — это сочетание лохов, которых разводят, и подонков, стоящих во главе любой религиозной организации»; «Всегда с большим подозрением относился к этим бородатым трансвеститам»; «Думаю, в ответ на церковный бред стоит потребовать от ряженых перестать, наконец, облачаться в женское, отрезать бороды и не увешивать себя разными побрякушками» и «Но когда рейдеры в рясах начинают захватывать общенародную собственность, а потом еще и всем диктовать, как одеваться и что говорить, — тут уже я против и такой религии, и таких ее представителей».
На суде были оглашены результаты лингвистической экспертизы слов Образцова.
В частности, анализируя фразу «бородатые трансвеститы», эксперт Татьяна Саркисова сделала вывод, что «трансвестизм традиционно не распространён в России, в связи с чем сохраняется негативное отношение большинства населения к данному явлению».
Гособвинитель Ольга Рудненко потребовала от судьи реального срока наказания для Образцова — полтора года в колонии-поселении. Кстати, сам заявитель Максим Макаров на таком наказании не настаивал. «Я не кровожадный человек, сажать в тюрьму Образцова не предлагаю», — сказал он на суде.
В своем последнем слове Образцов вины не признал и в содеянном не раскаялся. Он заявил, что «готов и сегодня подписаться под каждым напечатанным им ранее словом». «Конечно, для того чтобы всем стала ясна степень происходящего вокруг идиотизма, было бы лучше, чтобы мне дали реальный срок, — сказал издатель. — С другой стороны, мне не хотелось бы быть тем, чьим телом прикроют амбразуру».
Кроме того, Борис Образцов пообещал при любом исходе дела продолжить борьбу с РПЦ «с целью принуждения ее к отделению от государства и соблюдению Конституции и законов РФ».
В итоге судья Владимир Кореньков приговорил подсудимого к штрафу в 110 тысяч рублей.
Сам Образцов, пришедший в суд с вещами, несмотря на то что ему далось избежать реального наказания, приговором остался недоволен. По словам журналиста, он обжалует решение суда.
В РПЦ с приговором согласились. Руководитель отдела коммуникаций Калининградской епархии РПЦ Михаил Селезнев кратко прокомментировал это дело: «За свои слова надо отвечать».