В пятницу во Владивостокском гарнизонном суде завершился процесс по делу майора Внутренних войск (ВВ) МВД Игоря Матвеева. Военнослужащий стал известен после того, как в мае этого года записал видеообращение к президенту Дмитрию Медведеву, где рассказал о злоупотреблениях в штабе 107-й бригады, в военной части № 6890. В частности, рассказывал Матвеев, солдат кормят собачьим кормом, наклеивая на банки этикетки от тушенки, а капремонт в части велся силами нелегалов из Средней Азии.
И хотя многочисленные комиссии, нагрянувшие в часть, подтвердили все, о чем говорил Матвеев, руководство ВВ уволило майора в запас, подало иск о защите чести и достоинства, а военное следственное управление возбудило против него уголовное дело.
Майору инкриминированы два эпизода по п. «а» ч. 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий) Уголовного кодекса. По данным следствия, в феврале этого года пьяный Матвеев издевался над прапорщиком, которого потом избил, а затем ударил в лицо дежурного по КПП. Сам майор в ходе судебных слушаний свою вину полностью отрицал, утверждая, что «поплатился за то, что вынес сор из избы».
В июле в суде разразился скандал. Один из главных свидетелей обвинения майор запаса ФСБ Олег Карасев неожиданно отказался от своих показаний против Матвеева. Он утверждал, что ранее вынужден был дать неверные показания из-за того, что находился на службе в силовых структурах и не мог «оспорить приказ начальства», но, когда уволился, «решил рассказать правду». Карасев говорил, что Матвеев сослуживцев не бил, а лишь заслуженно обматерил за проступок.
Тем не менее, сообщает «Интерфакс», на финальном заседании суд признал вину Матвеева полностью доказанной.
Согласно приговору, ему предстоит провести в колонии общего режима четыре года, а также выплатить компенсации двум потерпевшим: 10 тысяч рублей прапорщику Сергею Чеснакову и 15 тысяч рублей рядовому Павлу Луканину.
Также Матвеев будет лишен звания майора.
Адвокат осужденного Маргарита Люденко по итогам заседания заявила, что «утверждение суда о виновности Матвеева не соответствует действительности» и пообещала в ближайшее время обжаловать приговор. По мнению Люденко, суд не учел доводов защиты, а сам процесс велся с многочисленными нарушениями.
Бывшие руководители Матвеева через пресс-службу ВВ МВД заявили, что приговором удовлетворены. «Решение суда объективно, любой военнослужащий не вправе применять насилие к своим подчиненным и должен быть для них примером», — сказали в ведомстве.
Впрочем, на осуждении Матвеева проблемы руководства Владивостокского управления ВВ могут не закончиться.
Перед приговором теперь уже бывший майор добился пересмотра уголовного дела по факту самоубийства одного из служащих военной части № 6890 в 2009 году. Когда Дмитрий Косенко выбросился из окна, прокуратура сочла это самоубийством, но ничьей вины в этом не усмотрела. Однако в июле Матвеев предоставил военному прокурору Уссурийского гарнизона новые данные о смерти Косенко. Согласно его показаниям, до самоубийства рядового могло довести его же начальство. Как рассказывал Матвеев «Газете.Ru», рядовой дважды сбегал из военной части, но его оба раза возвращали родители. Во второй раз они привели его к подполковнику Федору Макову, который тогда работал начальником штаба бригады. «Маков с родителями поговорил, а потом отпустил их. С Косенко разговор после этого был гораздо более жесткий», — сказал экс-майор. Той же ночью подполковник поднял всю роту «для проверки боеготовности» и несколько часов гонял по плацу в полном боевом облачении. «И при этом Маков говорил всем: «Посмотрите на Косенко. Вы здесь из-за этого подлеца», — добавил Матвеев. Один из офицеров, по его словам, после нескольких часов бега сбросил бронежилет и, сказав, что «не желает участвовать в издевательстве над рядовым», покинул плац. После этого его уволили. Однако Маков, утверждает Матвеев, продолжил «проверять боеготовность роты» и отправил ее в ближайший парк, где приказал окапываться. «Но сделать это было нереально, так как там десять сантиметров земли, а дальше асфальт. Все это время Маков повторял, что рота пробудет там до того момента, пока Косенко не осознает свою ошибку», — сказал Матвеев.