Причиной аварии ракеты-носителя «Союз-У» и грузовика «Прогресс М-12М» в конце августа мог быть брак при производстве двигателя. К такому выводу склоняется комиссия по расследованию причин ЧП, сообщил «Интерфаксу» источник в ракетно-космической области. «Некоторые члены комиссии высказывают мнение, что к аварийному выключению двигательной установки привело падение давления в ней, возможно, связанное с потерей герметичности одного из трубопроводов», — пояснил собеседник, добавив, что этот трубопровод мог быть плохо сварен на заводе.
Речь идет о двигателе РД-0110 третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У». Именно в нем на шестой минуте полета возникли неполадки, из-за которых двигатель автоматически отключился.
Ранее представители Роскосмоса заявили, что были нарушены условия функционирования газогенератора двигательной установки. По данным американцев, при запуске «Прогресса» проблема в третьем двигателе ракеты-носителя произошла из-за «некой аномалии». «У них (в Роскосмосе — «Газета.Ru») есть данные, которые свидетельствуют, что двигатель, похоже, выключился из-за низкого давления подачи топлива, — заявил руководитель программы МКС в NASA Майкл Саффредини. — Данные поступали в ЦУП до того момента, когда «Прогресс» разрушился. По крайней мере, они знают, где искать эту аномалию». Предположение о разгерметизации трубопровода может объяснить, почему в двигателе возникло низкое давление.
Ожидалось, что комиссия по расследованию аварии обнародует свои выводы уже во вторник, 6 сентября. Однако источник РИА «Новости» пояснил, что члены комиссии попросили дать им время до 8 сентября.
Если предварительные выводы о браке в двигателе подтвердятся, то, скорее всего, будут проверены все двигатели РД-0110 из той же партии, добавил источник агентства.
Этот двигатель разработан в воронежском Конструкторском бюро химавтоматики и изготовлен на Воронежском механическом заводе. Как указывается на сайте Конструкторского бюро, РД-0110 используются на третьей ступени ракет-носителей «Союз». «Высоконадежный двигатель РД-0110 до настоящего времени обеспечивает выведение на орбиту космических аппаратов, доставку на МКС экипажей и грузов», — сообщается на сайте бюро.
Под угрозой могут оказаться запуски пилотируемых «Союзов», которые должны доставить на МКС новый экипаж.
Проблемный двигатель стоит на ракетах-носителях «Союз-ФГ», которые запускают корабли «Союз-ТМА» с космонавтами на борту.
Именно в такой связке планируется следующий запуск корабля с русско-американским экипажем, назначенный первоначально на 22 сентября, но передвинутый из-за череды аварий на конец октября.
Представители американского космического агентства также думают о необходимости подойти к запуску со всей серьезностью. Ранее руководитель программы МКС в NASA Саффредини пригрозил, что если проблема с двигателем не будет выявлена и устранена, то NASA не пустит своих астронавтов на «Союз». Тогда МКС может на время остаться без пилотов.
Из-за сбоя графиков запуска космических кораблей находящиеся сейчас на МКС члены экипажей 28 и 29 вынуждены провести больше времени в космосе.
«Из-за продления (времени пребывания на станции — «Газета.Ru») наш экипаж 28 уже стал известен как экипаж 28.1», — шутит в своем блоге астронавт Рон Горан.
Он пояснил, что сначала дату их возвращения передвинули с 8 сентября на 29 октября. Чтобы поддержать друг друга и тех, кто их ждет на Земле, астронавты записали видео на станции, в котором Горан, усевшись в тесном отсеке, играет на гитаре блюз о возвращении домой. «Но с того времени, как мы сделали это видео, мы узнали, что посадка может быть возможна уже в конце сентября», — добавляет Горан. Он пишет о вероятности отмены запуска на МКС следующего экипажа. «В этом случае нам придется оставить МКС без пилотов, — сообщает астронавт. — Это может иметь серьезные последствия, но я надеюсь, что до такого не дойдет». Как сообщил «Газете.Ru» обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисин, станция слишком сложна в использовании, и ее не следует оставлять надолго без людей.
До сих пор обломки «Прогресса» и «Союза» не найдены. Они должны были упасть на территории Республики Алтай, в Чойском районе. Местные жители сразу после ЧП утверждали, что слышали сильный взрыв. К началу сентября представители Роскосмоса заявили, что обследовано 90% территории, куда могли рухнуть обломки, однако нашли только остов вертолета, упавшего во время тушения пожара в 1975 году, и часть старой ракетной ступени. Поиски затруднялись плохой погодой: в республике была низкая облачность, сильный дождь и туман.
В итоге 6 сентября в космическом ведомстве не исключили, что поиски «Прогресса» в тайге будут приостановлены.
«Сейчас в Москве в Роскосмосе решается вопрос о том, чтобы на данном этапе приостановить работы по поиску фрагментов «Прогресса». Если данное решение будет принято сегодня, поиски возобновятся несколько позже», — цитируют РИА «Новости» слова замначальника отдела Роскосмоса по эксплуатации районов падения Александра Двуреченского.
В космическом ведомстве не удивляются отсутствию фрагментов на земле: «Прогресс» мог взорваться и сгореть в атмосфере. В этом случае сгорело и топливо, находившееся на «Прогрессе», — гептил. Ранее жители Алтая опасались, что топливо, очень токсичное и обладающее мугатенным эффектом, могло попасть в почву. Однако представители Роспотребнадзора Алтая заявили во вторник, что не обнаружили следов гептила. На наличие этого вещества проверялись вода из рек, почва и орехи. Случаев обращения людей в больницы с симптомами отравления гептилом также не было. В алтайском Роспотребнадзоре отмечают, что предотвращают панику среди жителей, проводя с ними беседы: «Идет разъяснительная работа с населением», — сказали в ведомстве.