Поставлена точка в еще одном эпизоде, связанном с деятельностью крупнейшей строительной пирамиды России компании «Социальная инициатива» (СИ). В среду Дорогомиловский районный суд Москвы вынес приговор по уголовному делу в отношении начальника управления финансового планирования и контроля департамента корпоративных финансов и инвестиций холдинга «Социальная инициатива и К» (СИиК) Алексея Быковского, вице-президента по бухгалтерскому учету и контролю — начальника управления по бухгалтерскому учету и контролю холдинга Сергея Литовченко и заместителя генерального директора по экономике строительства КТ СИиК Владимира Головачева.
Как установил суд, в 2004–2005 годах Головачев вместе с Литовченко и Быковским подписывали фиктивные договоры подряда от имени «Социальной инициативы», составляли акты приема работ и переводили деньги на счета строительной фирмы, которая фактически никаких работ не выполняла. Таким образом было оплачено пять подложных договоров на сумму более 23,7 млн рублей. Быковский признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 33 ч. 4 ст. 160 УК РФ (организация растраты) и получил наказание в виде семи лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима; Литовченко и Головачев получили соответственно семь лет и три года по ч. 4 ст. 160 УК РФ (растрата).
Между тем Литовченко уже отбывает наказание за хищение денежных средств соинвесторов компании. В мае 2009 года Басманный суд Москвы признал его вместе с тремя другими руководителями компании виновным в мошенничестве, легализации и отмывании денежных средств, полученных преступным путем. Кроме главбуха «Социальной инициативы» за решетку отправились глава компании Николай Карасев, его супруга Наталья и их дочь начальник правового управления компании Лариса Мошкина.
Собранные с дольщиков и не использованные по назначению деньги не нашли.
Что касается 23,7 млн рублей, обналиченных Головачевым, Литовченко и Быковским, то, как сказано в материалах суда, «гражданский иск представителя потерпевшего о взыскании причиненного материального ущерба с подсудимых солидарно удовлетворен в полном объеме». Впрочем, это также ничем не поможет пострадавшим от деятельности строительной пирамиды гражданам.
Напомним, только по официальным данным, «Социальная инициатива» оставила без денег и жилья около 20 тыс. семей по всей стране. При этом, как признается руководитель рабочей группы партии «Единая Россия» по защите прав вкладчиков и дольщиков депутат Госдумы Александр Хинштейн, точных цифр назвать просто невозможно. «Все документы, касающиеся деятельности компании, были изъяты правоохранительными органами, у которых не было особого желания заниматься составлением реестра пострадавших, — рассказал Хинштейн «Газете.Ru». — А мы составляли свои списки на основании данных обратившихся к нам инициативных групп. О тех объектах, где таких групп создано не было, мы так ничего и не знаем».
На сегодняшний день, по словам Хинштейна, около 90 объектов «Социальной инициативы» уже не являются проблемными: одни дома введены в эксплуатацию, другие достраиваются, по третьим «приняты решения» и «определены механизмы» их исполнения.
Правда, «механизмы» везде разные. Так, в Москве, Воронеже, Оренбурге и Брянске, где расчеты с новыми застройщиками взяли на себя городские власти, дольщики компании получили свои квартиры без доплат.
В большинстве же городов Московской области гражданам предлагают доплатить от 100% до 200% от первоначальной стоимости квартиры.
Так, в подмосковном Сергиевом Посаде компания, построившая дом на участке «Социальной инициативы», выплатила дольщикам суммы, указанные в их договорах от 2004 года, без учета инфляции. «Я покупал у «Социальной инициативы» квартиру из расчета 12 тыс. рублей за квадратный метр, — рассказал «Газете.Ru» один из дольщиков. — Новый застройщик предложил перезаключить договор уже по новой цене — 34 тыс. рублей за квадратный метр. Для нашей семьи эта сумма неподъемная, и мы просто забрали деньги».
В Люберецком районе Подмосковья новый застройщик ЖК «Сосновый бор» вообще не признает дольщиков, отказывающихся от доплаты. «Люди поставлены перед выбором: либо доплатить, либо остаться ни с чем», — рассказал координатор всероссийского движения «Однодольщики» Игорь Гульев. А по словам Сергея Королева из Рузского района, в поселке Тучково на участке «Социальной инициативы» по-прежнему не наблюдается никаких признаков строительных работ, и людям не предлагают ни квартир, ни денег, а просто обещают, что через пару лет здесь кто-то что-то построит.
Сложнее всего дела обстоят там, где «Социальная инициатива» строила или собиралась строить дома не на муниципальной, а на федеральной земле. Оформившие право собственности на землю федеральные ведомства слышать ничего не хотят о дольщиках, даже при наличии на этой земле недостроенных домов. Так, Минобороны отказывается признавать 125 семей дольщиков строительства коттеджного поселка в Анапе. «Я много раз говорил об этом с Сердюковым (министром обороны), но он не хочет решать этот вопрос, — рассказал Хинштейн. — Под все дома здесь уже выведен фундамент. Мы предлагали передать этот участок муниципалитету, чтобы он достраивал жилье для граждан, но Минобороны отказывается и предлагает людям покупать жилье по новой».
И совсем уж бессильны оказались власти в случае чистого мошенничество со стороны застройщика — «виртуальных» объектов, на строительство которых изначально не имелось никаких разрешительных документов.
По данным движения «Однодольщики», таких объектов около 20, по информации комиссии Хинштейна — не больше 10. Так, рассказали в комиссии, возможно, и были какие-то устные договоренности, но официально никем не выделялась «Социальной инициативе» земля под строительство жилых комплексов «Березовая роща» в Раменском и «Московия» в Ленинском районе (сейчас участок, не имеющий никаких обременений, застраивает ФСБ, с которой вести переговоры о дольщиках бесполезно). «Решение проблемы дольщиков несуществующих объектов взяла на себя в свое время только Москва, — рассказал Хинштейн. — Так, был построен и передан гражданам жилой комплекс на бульваре Рокоссовского. Но это, к сожалению, исключительный случай».
Остались ни с чем и дольщики, покупавшие у компании квартиры по вексельной схеме. «К нам обращались дольщики, у которых в договоре не указаны конкретные адреса, написано только, что они должны получить квартиру, например, в районе Ухтомское (Люберцы), — рассказал Гульев. — С ними не хотят возиться ни в Москве, ни в области. В Москве говорят, что квартира была обещана в области. А в Люберцах отправляют к московским властям — по месту регистрации «Социальной инициативы». И так уже семь лет».
По мнению Хинштейна, у жертв мошенничества один путь — в суд. Особенно сейчас, после принятия поправок в федеральный закон о банкротстве.
«Хотя формально жертвы компании не дольщики (они заключали договоры с коммандитным товариществом — «товариществом на вере»), суды могут признать их по факту подпадающими под этот закон, — считает депутат. — Именно «Социальная инициатива» и натолкнула нас на необходимость изменения закона о банкротстве. Первая версия закона появилась еще в 2006 году. Мы долгое время удерживали иски о банкротстве застройщиков, понимая, что дольщики останутся ни с чем: объем требований кредиторов не соответствовал активам. Целый ряд объектов был передан регионам с внешним управлением. Но «виртуальные» остались».
Сами дольщики не испытывают оптимизма в связи с появлением поправок, защищающих их в судах, но не решающих проблему кардинально.
По данным движения «Однодольщики», в настоящее время в стране в стадии банкротства находится более 100 строительных организаций, около 600 объектов, пострадавшими на которых числятся 40 тыс. семей. При этом, уверены граждане, все банкротства носят преднамеренный характер и поправки на руку только застройщикам. «Никого не устраивает вариант, при котором недостроенный объект продается с молотка и дольщикам возвращаются их средства, — рассказал Гульев. — Люди приобретали квартиры много лет назад, и заплаченные ими деньги несоизмеримы с нынешними ценами на квартиры. Тем более что, скорее всего, после реализации имущественных прав дольщиков не останется и этих денег».
Действительно, когда та же самая «Социальная инициатива» в мае прошлого года была признана Арбитражным судом Москвы банкротом, ее задолженность составляла 18,6 млрд рублей. В реестр кредиторов были включены 1282 кредитора, в числе которых 365 физических лиц. На день суда на 87 банковских счетах должника находилось всего 8,8 млн рублей.
Другая возможность, предоставляемая дольщикам поправками к закону о банкротстве, — объединяться, создавать жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и достраивать долгострои своими силами. «Государство законодательно самоустранилось от решения проблем обманутых дольщиков, — считает Гульев. — Теперь, если строительство вдруг остановится, законодательно уже закреплено, что в случае банкротства застройщика люди будут повторно оплачивать свое уже оплаченное жилье».
Кроме того, обращают внимание дольщики, новоиспеченные ЖСК не будут заключать договоры в соответствии с ФЗ № 214, в законодательстве никак не регламентируется их деятельность и контроль за этой деятельностью, и нет никаких гарантий, что людей не обманут повторно. И наконец, недоумевают дольщики, к чему было устанавливать такие жесткие временные рамки: выступить в качестве кредитора в суде дольщик может только в течение 60 дней со дня вступления закона в силу. Время уже пошло, и крайний срок — 13 октября. Очередные акции дольщиков намечены на первую половину сентября, рассказал Гульев, и выступать на них люди будут как раз против этого закона.