Судья федерального суда США Шира Шендлин, которая рассматривает дело россиянина Виктора Бута, запретила прокуратуре цитировать присяжным заявления, которые тот сделал американским следователям в Бангкоке вскоре после ареста. Таким образом, было удовлетворено ходатайство адвокатов бизнесмена, обвиняемого в контрабанде оружия, сообщает The New York Times. Процесс еще не начался, сейчас идут досудебные заседания.
Суд признал, что сразу после задержания Бута в Таиланде на него оказывалось давление.
«Я нахожу, что, с учетом всех обстоятельств, Бут давал показания не добровольно», — заявила судья. Американские законы не позволяют использовать показания, которые получены под давлением.
Судья Шендлин отметила, что обвиняемый был арестован в чужой стране при напряженной обстановке: в задержании в конференц-зале отеля «Софитель» в Бангкоке участвовали 15 вооруженных полицейских. Бута обыскали, раздев догола, кроме того, обыск прошел в его номере в отеле, были конфискованы компьютер и личные вещи без соответствующих разрешений. После ареста таиландские власти не разрешили ему связаться с адвокатом и с представителем российского посольства. Спустя два часа после задержания его привезли в штаб-квартиру таиландской полиции, где его ждали два американских следователя, которые начали уговаривать его сотрудничать.
В противном случае Бут будет вынужден «сгнить в тюрьме», обещали следователи, в которой он столкнется с «болезнями, голодом, жарой и изнасилованием».
Россиянин пояснил, что после общения с тайцами он находится не в лучшем эмоциональном состоянии и попросил перенести допрос на следующий день. Но следователи заявили, что у него не будет второй возможности встретиться с ними. Шанс признаться во всем и облегчить свою участь есть только здесь и сейчас, фактически было сказано Буту. Однако это утверждение было ложью, посчитала судья, так как агенты вполне могли встретиться с задержанным и в другие дни. «Я нахожу, что этот вводящий в заблуждение ответ агентов вынудил Бута дать показания», — пояснила судья. Также, по мнению Шендлин, агенты отошли от правды, когда «вкрадчиво» намекали Буту, что не могут его увезти в США немедленно без его согласия на сотрудничество.
Выступившие перед судом еще в мае следователи рассказали, что не знали о просьбе Бута связаться с адвокатом и посольством.
Что именно сообщил Бут следователям, не раскрывается. Однако американские наблюдатели заявили, что решение судьи стало серьезным ударом, пошатнувшим позицию прокуратуры. «Мы не согласны с позицией судьи и намерены просить о его пересмотре», — сообщила в свою очередь представитель прокуратуры нью-йоркского района Манхэттен Эллен Дэвис.
Последнее досудебное заседание назначено на 7 сентября. Ожидается, что сам процесс начнется 12 сентября.
Виктор Бут был арестован в Бангкоке в марте 2008 года по запросу США, где его обвиняют в контрабанде оружия, заговоре с целью убийства американцев и поддержке терроризма. В ноябре 2010 года власти Таиланда экстрадировали Бута в США.
Согласно обвинительному заключению, 43-летнему Буту инкриминируется заговор с целью убийства граждан США, убийства военных и госслужащих, приобретение и продажа ракет противовоздушной обороны, а также сотрудничество с террористами. По данным минюста США, в период с ноября 2007 года по март 2009 года Бут согласился продать боевикам FARC оружие на миллионы долларов. Сам россиянин свою вину категорически отрицает и недавно отказался от сделки со следствием, предлагавшим признать доказанными часть эпизодов уголовного дела в обмен на более мягкое наказание. Сейчас по совокупности обвинений Буту грозит пожизненное лишение свободы. Он отвергает все обвинения.
Образ торговца оружием, который создали американские прокуроры, вдохновил режиссера Эндрю Никкола на создание фильма «Оружейный барон». В нем актер Николас Кейдж сыграл украинца, эмигрировавшего в США и занимающегося продажей оружия различным повстанцам и диктаторам по всему миру.