Памятник промышленной архитектуры Круговое депо Николаевской железной дороги — первое паровозное депо в Москве, построенное в середине XIX века, — вскоре может разделить участь разрушенного несколько месяцев назад Веерного депо. Оба исторических здания оказались помехой для строительства новых железнодорожных веток вблизи Ленинградского вокзала столицы. Как сообщили активисты общественного движения «Архнадзор», после опубликования открытого письма к премьеру Владимиру Путину организация получила официальный ответ от ОАО «Российские железные дороги», подтверждающий факт подготовки здания к сносу в связи с планами по расширению главного пути.
В «Архнадзоре» считают, что никаких законных оснований для сноса памятника у РЖД нет. «Мы не считаем, что те документы, на которые ссылается РЖД, легитимны, — заявил «Газете.Ru» координатор «Архнадзора» Дмитрий Лисицин. — Круговое депо обладает охранным статусом объекта культурного наследия. И Мосгорнаследие (департамент культурного наследия столицы, преемник Москомнаследия — «Газета.Ru») должно обеспечить ему охрану. В противном случае это можно будет расценивать как нарушение федерального законодательства».
Кроме того, напоминает он, планируемый снос депо совпадает со 160-летним юбилеем открытия движения по железной дороге Санкт-Петербург — Москва.
«РЖД позиционирует себя, как социально ответственная компания, уважающая культурное наследие и даже участвующая в его сохранении, — говорит Лисицин. — При этом сносит депо, непосредственно связанное с юбилейной датой и являющееся памятником самой этой дороге. По-моему, это кощунство». По мнению активиста, уничтожение депо спровоцирует волну недовольства, хотя «никто не хочет столкновений».
Как утверждают в самом ООО РЖД, занятая зданием Круглого, как называют его сами железнодорожники, депо территория необходима для строительства дополнительного главного пути на участке Москва — Крюково Октябрьской железной дороги, которое позволит обеспечить перевозку возрастающего количества пассажиров на этом направлении, и в особенности из Москвы в Санкт-Петербург. Другие постройки в этом месте уже практически снесены. В настоящее время около здания депо сносят находящийся там рынок.
Проданное еще в 90-х годах здание депо использовалось не по назначению и при этом много раз перестраивалось, рассказал журналистам руководитель пресс-службы ООО РЖД Дмитрий Перцев. Сейчас ведутся переговоры с собственником о его выкупе.
При этом, подчеркнул представитель компании, до получения установленных законодательством разрешительных документов ничего сноситься не будет.
На сегодняшний день Круговое депо находится под государственной охраной как «выявленный объект культурного наследия», и теперь его судьба полностью зависит от результатов историко-культурной экспертизы (здание может получить статус памятника регионального или федерального значения).
Однако как сообщил журналистам на пресс-конференции в РИА «Новости» в среду заместитель руководителя департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов, «Круговое депо нецелесообразно ставить под охрану в его сегодняшнем состоянии».
«Сначала следует определить способ дальнейшего использования объекта, а также понять, кто будет заниматься его реставрацией», — отметил Емельянов, пообещав решить вопрос с охранным статусом Кругового депо в течение года.
Сейчас ведутся активные переговоры с РЖД, и, вероятнее всего, будет найден компромисс в переносе депо, так как сегодня «объект стоит в окружении функционирующих железнодорожных веток», пояснил РИА «Новости» Емельянов. Чиновник подчеркнул, что госкорпорация РЖД письменно уверила Мосгорнаследие, что не планирует снос московского Кругового депо до решения вопроса о его охранном статусе.
В середине апреля аналогичные заявления звучали и в связи со сносом Веерного депо Ленинградского вокзала, также включенного в госреестр как «выявленный объект культурного наследия».
Этот статус, равно как и факт нахождения старинного здания на территории объединенной охранной зоны, требует согласования строительных действий с Мосгорнаследием, чем руководство РЖД пренебрегло. В итоге депо снесли, не дожидаясь вынесения в установленном порядке вопроса на заседание специальной комиссии Мосгорнаследия и получения разрешения на проведение работ.
Что до предложения замглавы Мосгорнаследия, то в «Архнадзоре» не понимают, «каким образом можно перенести историческое здание, не нарушив его сохранность».
«Это очень странное заявление, — считает Лисицин. — Возможность переноса можно было бы обсуждать, если бы мы имели дело с небольшим деревянным зданием. Не понятна мне и позиция департамента в отношении охранного статуса: зачем присваивать этот статус памятнику, который им уже обладает? Этот вопрос уже решен, о чем имеется соответствующая запись в реестре Мосгорнаследия. И лишить депо этого статуса в рамках правового поля уже невозможно. Поэтому РЖД было бы целесообразно поискать альтернативные решения».
По мнению независимых экспертов, и Круговое, и разрушенное Веерное депо — ценнейшие образцы промышленной архитектуры XIX века и сомневаться в их исторической значимости могут лишь люди, далекие от культуры. «Депо расположено не в километрах от вокзала, а является частью вокзального комплекса, — заявил «Газете.Ru» искусствовед, член экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. — Все это визуальные следы железнодорожной архитектуры — огромного явления в истории культуры и архитектуры. Гражданские инженеры (архитекторы) и инженеры-путейщики конца XIX — начала XX веков оставили после себя множество достижений и даже шедевров, которые сейчас бездумно уничтожаются».
Для решения проблемы расширения железной дороги совсем не обязательно уничтожать депо, считает Клименко. Прежде всего необходимо создать комиссию с участием независимых экспертов и специалистов-транспортников, которая рассмотрела бы альтернативные варианты прокладки железнодорожного пути, а также возможности использования здания самого депо в качестве дополнительного вокзального павильона. «Это не такая уж неразрешимая проблема, главное, грамотно подойти к делу, — считает эксперт. — И не обязательно, чтобы пути шли прямо до здания Ленинградского вокзала. Депо — очень высокое и обширное сооружение, в нем можно организовать филиал вокзала, сделав удобные выходы и разгрузив основное здание. Так делается во всем мире».