Комиссия Ространснадзора завершила расследование аварии теплохода «Булгария» в Татарии, затонувшего 10 июля. Причинами аварии, в которой погибли 122 человека, по мнению комиссии, стала совокупность факторов. По мнению экспертов ведомства, судовладелец и капитан не выполнили требования нормативных документов, из-за чего не была обеспечена безопасность плавания судна.
Кроме того, члены комиссии обвинили экипаж в непрофессионализме и недисциплинированности.
Как было установлено, 10 июля в районе Куйбышевского водохранилища было объявлено штормовое предупреждение. Порывы ветра достигали 20 метров в секунду. Также была плохая видимость. Тем не менее капитан «Булгарии» решил отойти от причала населенного пункта Болгары и направиться в Казань. Диспетчера о своих действиях он не предупредил.
Более того, в корпусе судна было четыре отверстия, через которые вода проникала внутрь.
Как показал осмотр поднятого со дна корпуса, с правой стороны в месте расположения цистерны для сбора сточных вод были четыре отверстия общей площадью 44 квадратных сантиметра. Когда корабль получил пробоины, Ространснадзор не сообщает. Однако представители речного движения ранее говорили, и это потом подтвердили эксперты надзорного ведомства, что теплоход давно ходил с креном на правый борт в 4 градуса. Первоначально выдвигались предположения, что это перевешивали переполненные цистерны со сточными водами.
Роковым для «Булгарии» обстоятельством стало наличие открытых иллюминаторов.
Перед выходом в водохранилища на судах внутреннего водного плавания должны задраиваться все иллюминаторы и люковые закрытия ниже главной палубы, в том числе в пассажирских каютах, напоминают представители Ространснадзора. Однако экипаж «Булгарии» не проследил за тем, чтобы все окна были закрыты. В ходе осмотра затонувшего судна водолазы обнаружили, что на правом борту было открыто 11 иллюминаторов, а на левом — 27.
Помимо этого на судне с 8 июля не работал левый главный дизель-генератор. Все эти факторы в итоге привели к трагедии.
Днем 10 июля «Булгария» попала в шторм. Мощный ветер дул в левый борт, еще сильнее заставляя корабль заваливаться направо. В 12.25 судно дошло до поворотного буя, ему было необходимо повернуть налево. Поэтому капитан «положил рули влево на 5 градусов». Однако этот маневр был неудачным. «Следует отметить, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт», — отмечает Ространснадзор.
«Комиссия предполагает, что после начала поворота в левый борт судна ударил ветровой шквал под углом, близким к прямому, — говорится в сообщении ведомства. — Из-за воздействия шквалистого ветра на площадь всего левого борта судно еще более накренилось на правый борт. Угол крена на правый борт составил 9 градусов».
«При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду. Вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды», — говорится в сообщении.
Чтобы спасти ситуацию и уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил развернуть судно носом к ветру, для чего рули были положены еще на 15 градусов влево. Но в итоге судно только больше накренилось на правый борт. «В результате сложения имевшегося статического крена на правый борт, инерционных сил, возникающих при выполнении судном поворота, давления, вызванного действием ветра на левый борт, а также влияния волнения и качки судна, возник дополнительный кренящий момент, который образовал крен 13 градусов на правый борт. При этом суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту», — утверждают эксперты Ространснадзора.
В результате все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. Вода через открытые иллюминаторы, брызгозащитные двери и входные люки главной палубы стала интенсивно поступать во внутренние помещения судна.
Буквально за пять секунд судно еще сильнее накренилось — на 15–20 градусов, после чего опрокинулось на правый борт и затонуло.
«Непосредственной причиной затопления судна явилось существенное снижение его остойчивости (способности держаться на плаву — «Газета.Ru») в штормовых условиях в результате попадания забортной воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы и образования свободной поверхности воды в отсеках ниже главной палубы», — резюмировали эксперты.
Комментируя заявление о низкой квалификации и недисциплинированности членов экипажа судна, члены комиссии пояснили, что они не приняли «необходимых мер безопасности при выходе судна в водохранилище и при получении штормового предупреждения». Не были задраены иллюминаторы, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только члены экипажа.
Старший механик судна самовольно, без указания с мостика, решил отключить главный дизель-генератор правого борта.
А капитан, выполняя маневр поворота влево, не учел ряда негативных факторов, которые привели к опрокидыванию судна, поясняют в надзорном ведомстве.
В работе комиссии принимали участие специалисты Ространснадзора, представители Центрального научно-исследовательского института морского флота, Российского речного регистра. Также комиссия учла мнения независимых специалистов из числа ветеранов-судоводителей и судомехаников речного флота, представителей общественных организаций — Ассоциации судоходных компаний, Союза Российских судовладельцев.
Материалы расследования будут направлены в Генеральную прокуратуру РФ.
Кроме того, Ространснадзор продолжает устанавливать степень ответственности в трагедии должностных лиц.
По факту крушения «Булгарии» уже возбуждены четыре уголовных дела. Были арестованы субарендатор теплохода «Булгария» Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов. Им предъявлены обвинения по двум статьям — нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта и производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Еще два уголовных дела были возбуждены в отношении капитанов судов, прошедших мимо терпящих бедствие людей.