Минфин рассматривает возможность предоставления государством финансовой помощи гражданам, лишившимся крыши над головой в результате сделки со своим единственным жильем. На общественное рассмотрение вынесен проект федерального закона РФ «О внесении изменений в статьи 31.1 и 33 федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Документ опубликован на сайте Минфина РФ и в «Российской газете». Прием экспертных заключений по законопроекту проводится до 18 августа 2011 года.
Под действие законопроекта попадает довольно большая категория граждан, ставших жертвами мошенничества. Согласно документу, на разовую компенсацию за счет казны при утрате права собственности сможет рассчитывать «собственник единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, который не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также добросовестный приобретатель, от которого было истребовано такое помещение».
Таким образом, государство признало существование проблемы, не только оставившей без крыши над головой десятки тысяч россиян, «неудачно» купивших или продавших квартиру, но и не дающей спокойно спать миллионам счастливых покупателей жилья, которые опасаются, что со временем откроются неизвестные им обстоятельства и сделку признают незаконной.
Как признаются в риелторских кампаниях, практически у каждой из них имеется неприятный опыт, связанный с оспариванием сделок, еще больше он у граждан, действующих самостоятельно. Сегодня отменить сделку можно из-за того, что когда-то при приватизации были нарушены права несовершеннолетних или недееспособных лиц, или же из-за того, что сама приватизация была проведена с нарушениями. Не говоря уже о фактах откровенного мошенничества «черных риелторов».
Так, департамент жилищной политики столицы до сих пор судится с гражданами, приобретшими квартиры, приватизация которых была проведена после смерти собственников. Организовавшие аферу судьи и чиновники признаны виновными и осуждены на разные сроки лишения свободы. Но этот факт никак не отразился на судьбе добросовестных приобретателей (в том числе инвалидов и семей с детьми), занимающих сейчас квадратные метры, «по закону принадлежащие городу Москве».
Согласно обсуждаемому законопроекту, компенсации гражданам будут выплачиваться за утерянное жилье, государственная регистрация права собственности на которое была проведена после 1 января 2005 года. Те, кто пострадал раньше, под действие будущего закона не попадут.
Сумма предусмотренной законом компенсации не должна превышать 1 млн рублей.
Деньги пострадавшим будут выплачиваться только по решению суда. При этом жилье, потерянное собственником в результате оспаривания сделки, должно быть единственным пригодным для проживания: выплата компенсации задумывается как мера социальной поддержки. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января будущего года.
По мнению депутата Госдумы, специалиста в области жилищного законодательства Галины Хованской, новый законопроект можно только приветствовать.
«На основании действующего законодательства мы плодим бомжей из людей, которые вложили в жилье свои последние копейки», — считает Хованская.
По ее словам, попытка защитить добросовестных приобретателей жилья была предпринята еще четыре года назад. Однако внесенные в Гражданский кодекс поправки лишь декларировали право попавших в беду людей на компенсацию, не прописывая механизмов ее получения. В итоге каждый толковал федеральный закон по-своему. Новый документ, четко разъясняющий эти механизмы, условия и процедуры выплаты компенсации, имеет гораздо больше шансов заработать, надеется депутат.
Что касается суммы госпомощи, то 1 млн, за который можно купить квартиру в некоторых регионах, для москвичей назвать компенсацией ущерба, конечно, нельзя, признает депутат. Но эти деньги помогут людям хотя бы не стать бомжами: на них можно будет арендовать жилье или купить комнату в коммуналке и зарегистрироваться в ней.
В Российской гильдии риелторов (РГР) обсуждаемые инициативы считают полумерами. «Ситуацию надо рассматривать шире: было бы логичнее привязать действие закона к системе регистрации прав собственности и считать его субъектами всех граждан, пострадавших в результате некорректной регистрации этих прав», — объяснил «Газете.Ru» эту оценку вице-президент РГР Константин Апрелев.
По его мнению, для кардинального решения проблемы необходима не «локальная точечная акция», а серьезная «трансформация законодательства о регистрации прав собственности».
Кроме того, убежден Апрелев, необходимо обязательное страхование всех сделок с недвижимостью и создание под это специализированного фонда. По мнению Апрелева, риск при сделках с жильем будет существовать всегда, но решать эту проблему в законодательном поле надо не точечно, а комплексно. Так, как это делается, например, в Германии и Австрии. «Не столь важно даже, приложили к ситуации руку мошенники или суд принял неадекватное решение. Главное, что человек, заплативший деньги, остался и без этих денег, и без крыши над головой, — считает эксперт. — Ответственность за это должна нести зарегистрировавшая права собственности Федеральная регистрационная служба. А в государстве должен существовать фонд, который страхует все без исключения риски, связанные со сделками с жильем».
Будущий закон испугал обманутых соинвесторов долевого строительства, посчитавших, что документ будет распространяться и на них.
«Согласно предложениям Минфина, свое право на получение миллиона рублей надо будет доказать в суде. Какие критерии для доказательства должны быть у обманутых дольщиков? Должен ли руководитель стройкомпании, обманувший дольщиков, сидеть в тюрьме или нет? И что, если застройщик находится в процедуре банкротства? А если идет имущественный спор по самому объекту между застройщиком и кредитором стройки? Вопросов очень много, а ответов на них нет», — говорит создатель социальной сети «Однодольщики.Ru» Игорь Гульев.
«Зачем людям деньги, когда они хотят получить жилье, за которое заплатили десятки лет назад? Что такое на сегодняшний день 1 млн рублей?» – возмущаются дольщики. По мнению Гульева, более эффективно было бы направить деньги на завершение долгостроев, отдать дольщикам их жилье, а долю города и оставшиеся непроданными квартиры можно было бы выделять гражданам, пострадавшим от действий различных аферистов.