Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Пивная точка» отсчета

В Мосгорсуде начался процесс по делу об убийстве Егора Свиридова

В Мосгорсуде начался процесс по делу об убийстве Егора Свиридова. На скамье подсудимых предполагаемый убийца болельщика «Спартака» Аслан Черкесов и пятеро участников драки. Их защитники и гособвинение излагают разные картины случившегося в ночь на 6 декабря 2010 года на Кронштадтском бульваре.

В пятницу в Мосгорсуде прошло первое судебное заседание по делу об убийстве футбольного фаната Егора Свиридова. На скамье подсудимых шесть человек. 27-летний уроженец Нальчика Аслан Черкесов обвиняется в убийстве из хулиганских побуждений (п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ), хулиганстве (ч. 2 ст. 213 УК РФ), покушении на убийство (ч. 3 ст. 30 и пп. «а», «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ), умышленном причинении легкого вреда здоровью (п. «а» ч. 2 ст. 115 УК РФ) и грабеже (ч. 1 ст. 161 УК РФ). Пятерым уроженцам Дагестана — Акаю Акаеву, Артуру Арсибиеву, Нариману Исмаилову, Хасану Ибрагимову и Рамазану Утарбиеву — предъявлены обвинения в хулиганстве (ч. 2 ст. 213 УК РФ) и умышленном причинении легкого вреда здоровью (п. «а» ч. 2 ст. 115 УК РФ). Слушания проходят в открытом режиме с участием коллегии присяжных заседателей, на чем настоял основной обвиняемый Черкесов.

Послушать резонансное дело пришло множество журналистов, а также родственники подсудимых. В зал судебного заседания внесли дополнительные лавочки и стулья. Несмотря на это, зал с трудом разместил всех желающих.

Заседание началось с того, что Черкесов заявил отвод прокурору Марии Семененко.

«За 15 минут до вашего появления я наблюдал за поведением потерпевшей (Яна Фалалеева, жена Егора Свиридова – «Газета.Ru»), — сказал он судье. — Я наблюдал смех, вызывающее поведение потерпевшей и прокурора. На мой взгляд, у них очень тесное общение. По моим ощущениям, они давно и близко дружат. Я прошу поменять прокурора». Остальные подсудимые отвод поддержали, а большинство их защитников оставили этот вопрос на усмотрение суда. Мария Семененко на это ответила, что обвинитель и потерпевшая выступают на одной стороне и вправе общаться и согласовывать свою позицию. «Ваша честь, мы считаем, что ходатайство не мотивировано и иначе как провокацией, его назвать нельзя», — произнесла она. Судья Андрей Расновский после удаления в совещательную комнату в отводе отказал.

После этого в зал была приглашена коллегия, в состав которой вошло 20 человек (12 основных заседателей и восемь запасных), и прокурор приступила к оглашению обвинительного заключения.

«Подсудимый Черкесов... — начала она и тут же обратилась к судье. — Ваша честь, можно попросить подсудимых привставать?» — «Да, пожалуйста», — ответил Расновский. После этого она поочередно назвала фамилии обвиняемых, представляя их коллегии. Далее она рассказала, что 5 декабря 2010 года Черкесов, вооруженный пистолетом «Стример-2014» с травматическими патронами, пришел в кафе «Пивная точка» по адресу Кронштадтский бульвар, владение 37Б, строение 1. В 22.30 в нем он встретился с Рамзаном Утарбиевым, который привел своих знакомых — Акаева, Арсибиева, Исмаилова и Ибрагимова.

За день до этого, по версии обвинения, Черкесов уже посещал это кафе, в котором у него произошел конфликт «с лицами славянской национальности». Подсудимый при этом выстрелил из своего травматического оружия в пол.

«Следы этого остались», — заметила гособвинитель.

На следующий день Черкесов, Утарбиев и компания «посидели, выпили пива». Черкесов рассказал о своем конфликте 4 декабря и о том, как использовал оружие. «Естественно, все участники были осведомлены о наличии этого пистолета, — говорила Семененко. — И они, попив пивка, чувствуя свою безнаказанность, решили все вместе воспользоваться малозначительным поводом в отношении кого-либо (так, кто попадется) для того, чтобы совершить на этого человека или людей нападение с применением пистолета и, если понадобится, других предметов».

Кафе закрывалось, и в 00.30 6 декабря им предложили покинуть заведение. Они вышли на улицу, где увидели около остановки общественного транспорта, рядом с магазином, расположенным по этому же адресу, компанию молодых людей — Егора Свиридова, Дениса Петроченко, Сергея Гаспаряна, Дмитрия Корнакова и Дмитрия Филатова. Исмаилов подошел к Петроченко, спросил, все ли у него в порядке. Тот ответил, что все хорошо, и Исмаилов ударил его в лицо. Все остальные принялись избивать Петроченко руками и ногами. При этом Арсибиев ударил Корнакова пустой стеклянной бутылкой по голове. Оставшейся в его руке «розочкой» он порезал правую щеку Гаспаряну и одежду Филатову. К Арсибиеву присоединился Утарбиев, которые удерживали Корнакова за полы одежды и подтащили его к проезжей части, где толкнули вперед на припаркованный около остановки автомобиль, о который Корнаков ударился головой.

Черкесов в это время стрелял из травматического пистолета. Всего он сделал 12 выстрелов.

С дистанции более одного метра он выпустил четыре патрона: в правую ягодицу и живот Филатова и в левую ягодицу и бедро Свиридова. Прокурор отметила, что Черкесов проходил специальную подготовку по применению травматического оружия. «На спецподготовке ему разъяснялось, что выстрелы из травматического оружия на расстоянии менее одного метра представляют опасность для жизни потерпевших, — сказала она. — Зная это, проявляя явное неуважение к обществу, выразившееся в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил, для того чтобы продемонстрировать неуважительное отношение к ним, он цинично принял решение об убийстве потерпевших». Он подошел к Свиридову и произвел смертельные выстрелы в упор — в голову и живот. На этом, по словам прокурора, Черкесов не успокоился и с дистанции менее одного метра шесть раз выстрелил в Гаспаряна, в том числе целясь ему в голову. Последний, закрывая лицо руками и отводя пистолет в сторону, уклонялся от выстрелов. Черкесов стрелял Гаспаряну в шею, в заднюю поверхность левой голени, в спину в области лопаток, левое предплечье и заднюю поверхность правого бедра. На этом у него кончились патроны.

Убегая с места преступления, Черкесов сорвал с Филатова сумку. Ничего особо ценного там не было, отметила прокурор, сумма ущерба составляет 3,8 тысячи рублей. «Сумку он потом выкинул, потому что надо было убегать, но тем не менее грабеж был совершен», — сказала Семененко.

Второй гособвинитель отметил, что в ходе заседаний присяжные услышат рассказы всех потерпевших и очевидцев, показания которых проверялись и перепроверялись. «У подсудимых отсутствуют телесные повреждения, — заметил он. — Вы услышите их версии, все они дают разные показания, но никто из них до конца так и не был откровенен. Когда Исмаилов наносил первый удар, он знал, что остальные его поддержат. А Гаспарян выжил только чудом».

После его речи адвокат Черкесова Дмитрий Панков попросил удалить коллегию из зала, поскольку у него есть процессуальные вопросы.

Когда присяжные вышли, защитник заявил ходатайство о роспуске коллегии.

Причина — гособвинитель Семененко в своей речи сослалась на события 4 декабря, когда Черкесов выстрелили в пол. Он отметил, что по этому факту обвинение его подзащитному не предъявлялось, а по закону запрещается в присутствии коллегии исследовать факты, выходящие за рамки обвинения. Остальные защитники ходатайство поддержали. «Я полагаю, что эти действия никак не связаны, — сказал Сулейман Ибрагимов, адвокат Арсибиева. — Рассказав это, гособвинение пытается создать определенное мнение о подсудимых. Коллегия присяжных может проявить предвзятость к ним». Защитник Утарбиева также попросил отказаться от таких слов, как «славянская внешность» и «лицо кавказской национальности».

Сам Черкесов отметил, что гособвинитель не упоминала, что 4 декабря при конфликте в кафе он действовал в целях самообороны. «В эту ночь около 20 человек пытались на нас напасть, а нас было трое, — сказал он. — И произвел выстрел не в кого-то, а в пол. Так как считаю, что данное заседание будет проведено необъективно и предвзято, я прошу о роспуске присяжных».

Гособвинитель, в свою очередь, заметила, что событие 4 декабря 2010 года имеется в фабуле обвинения, которая только по этой причине была изложена перед присяжными. А слова о национальных признаках в материалах дела используют свидетели.

Судья отказал в удовлетворении ходатайства по причине, на которую ссылалась прокурор.

Коллегия вновь была приглашена в зал, и к своей речи приступил адвокат Панков. В первую очередь он отметил, что произошла большая трагедия и его подзащитный «переживает в связи с этой ситуацией».

Черкесов, по его словам, никогда не отрицал применение травматического пистолета и использовал его в целях самообороны.

«Он был уверен, что из него невозможно убить кого-либо, — сказал защитник. — Он действительно пришел в кафе и знал только одного из остальных подсудимых». По его словам, в кафе никакого умысла совершить преступление у них не было. «Зачем им тогда ждать закрытия, если вокруг полно народу? — заметил Панков. — Он не употреблял пиво, поэтому прошу гособвинение при исследовании доказательств внимательно подойти к этому вопросу».

По версии адвоката, выйдя из кафе, Черкесов вместе с двумя другими подсудимыми пошел в магазин за сигаретами, остальные трое остались ловить такси. Один из них сел внутрь машины, второй остался на улице, а третий пошел в магазин звать остальных. «В этот момент и произошел конфликт, и так называемый кавказец в этот момент был один», — заметил адвокат. Черкесов вышел из магазина последним, в это время на остановке уже шла драка. «Его сразу повалили на капот автомашины», — продолжил Панков, но судья его прервал: согласно нормам уголовно-процессуального кодекса адвокат должен изложить позицию своего подзащитного, признает ли он себя виновным, а не пересказывать его будущие показания. Вынужденный остановиться, адвокат отметил, что Черкесов не желал смерти Егору Свиридову, но не признает хулиганских действий, грабежа. «В процессе драки единственное, что он делал — применил травматический пистолет, никаких ударов он не наносил».

После заседания Панков пояснил, что конфликт, по версии защиты, произошел из-за того, что молодые люди не поделили такси. По его словам, согласно экспертизе, у потерпевших был обнаружен алкоголь в крови.

«У самого трезвого — 2,6 промилле, у Свиридова — 3 промилле», — заявил адвокат.

Адвокат Утарбиева Магомед Магомедов считает обвинение несостоятельным. «Мой подзащитный утверждает, что, выйдя из пивного ресторана, заходил с Черкесовым в магазин за сигаретами и, выходя из него первым, увидел, что началась драка, — успел поведать он до того, как его прервал судья. — Он считает, что участия в драке не принимал и прибежал только с целью разнимать ее. Сам факт произошедшего мой подзащитный не отрицает».

Остальные защитники также высказались, что их клиенты не признают свою вину. Воздержался только адвокат Наримана Исмаилова — по версии следствия, зачинщика драки. «Мой подзащитный не определился с позицией», — сказал он.

Следующее заседание назначено на 15 августа, сторона обвинения приступит к представлению доказательств.

Новости и материалы
В Москве произошло ДТП с участием пожарного автомобиля
Экс-футболист ЦСКА: уровень мастерства в России падает
Маск возмутился расходами США на оборону Европы
Американский офицер резко осудил возможное снижение мобилизационного возраста на Украине
Женщина не выжила в результате атаки ВСУ в Брянской области
В массовом ДТП в Москве пострадали 15 человек
«Ливерпуль» укрепил лидерство в АПЛ в матче с девятью забитыми мячами
В массовом ДТП в Москве пострадали сотрудники МЧС
Аэропорт Дамаска продолжит работу по спецразрешениям до следующего года
Олимпийский чемпион по боксу покинул пост заместителя губернатора Вологодской области
Орбан заявил о проигрыше Европы в конфликте на Украине
Гол Чалова принес победу ПАОКу
Ученые выяснили, как репродуктивные гены могут продлить жизнь
Трамп назвал ограничения Байдена, которые отменит в первый день президентства
Трамп захотел закрыть границу для нелегалов в первый день президентства
Журова о допуске российских фигуристов к отбору на ОИ: Украина не остановится
Президент Грузии дала властям неделю на назначение новых парламентских выборов
Трамп заявил, что создаст полностью американскую систему ПРО
Все новости