В четверг Мещанский суд Москвы вынес решение по делу о хищении 1,25 млрд рублей из Пенсионного фонда России (ПФР). Первое судебное заседание прошло накануне, дело рассматривалось в особом порядке – без зачитывания доказательств и дачи показаний. Все шестеро соучастников преступления — Юрий Щербаков, Кирилл Устинов, Вячеслав Попов, Александр Гладышев, Александр Бражников и Светлана Горских – признали свою вину.
Им было предъявлено обвинение в мошенничестве (ст. 159 УК).
Кроме того, Бражников и Горских проходили по ст. 174 УК (легализация денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления), а Устинов по ст. 327 УК (подделка документов).
Щербаков, Бражников и Устинов находились под стражей, приговор они слушали в наручниках, застегнутых за спиной. На всех троих были надеты медицинские маски, которые скрывали их лица от теле- и фотокамер. Съемка во время приговора была запрещена, но, так как с подсудимых не сняли наручников, во время оглашения приговора они так и оставались в масках. В качестве дополнительной меры безопасности на судебное заседание привели овчарку. Остальные подсудимые, находившиеся под подпиской о невыезде, явились в суд самостоятельно.
Самое суровое наказание получил организатор преступной группы Юрий Щербаков – 6 лет и 6 месяцев колонии строгого режима и 500 тысяч рублей штрафа.
Гособвинитель просила для него 1 миллион рублей взыскания и 6 лет тюрьмы, прибавив к ним 10 месяцев, которые он не отбыл за предыдущее преступление, выйдя по УДО.
Остальные соучастники преступления получили различные сроки, которые им предстоит отбывать в колонии общего режима.
Кирилл Устинов получил 3 года и 6 месяцев и штраф в размере 200 тысяч рублей. Александру Бражникову суд назначил наказание в виде 6 лет лишения свободы и штрафа в 500 тысяч рублей. Светлана Горских приговорена к 4 годам колонии и 350 тысячам рублей штрафа. Александр Гладышев получил 3 года, 6 месяцев колонии и 250 тысяч рублей штрафа. Вячеслав Попов приговорен к 3 годам тюрьмы, он также должен выплатить штраф в размере 200 тысяч рублей.
На осужденных Горских, Гладышева и Попова, ранее находившихся под подпиской о невыезде, в зале суда надели наручники.
Большинство адвокатов подсудимых заявили о намерении обжаловать решение суда, но отказались от комментариев.
Организатор преступной группы Щербаков ранее был трижды судим за аналогичные преступления. Согласно фабуле обвинения, он, освободившись по УДО в августе 2009 года, в сентябре вместе с Поповым начал готовить новую аферу. Роль Попова заключалась в поиске соучастников. Так, в октябре 2009 года в Москве он уговорил стать соучастниками мошенничества Устинова и Гладышева, которые, в свою очередь, привлекли Александра Славянского (явился в правоохранительные органы с повинной, 1 августа был арестован в Тверском суде, дело в отношении него выделено в отдельное производство – «Газета.Ru»). Далее неустановленный следствием информатор Щербакова сообщил ему сведения о том, как Пенсионный фонд принимает, обрабатывает и исполняет документальные платежные поручения, а также о том, какие меры безопасности применяются при этих операциях.
В это время еще один сообщник, которого следователи тоже не нашли, изготовил учредительные документы фиктивной организации ООО «Спецтехпром». Гендиректором и учредителем этой организации значилась некая Наумычева, которая на самом деле не имела отношения ни к «Спецтехпрому», ни к совершению преступления. 18 октября 2009 года межрайонная инспекция ФНС России по Москве зарегистрировала «Спецтехпром». Далее второй неустановленный соучастник привлек Бражникова, задача которого состояла в открытии расчетного счета для фиктивной организации «Спецтехпром». В конце октября 2009 года Бражников отстранил от руководства коммерческим банком «Кубань» председателя правления, взяв бразды правления в свои руки. 5 ноября 2009 года он открыл в этом банке расчетный счет для «Спецтехпрома». Главный бухгалтер банка Светлана Горских подписала все необходимые документы. Номер открытого счета Бражников передал второму неизвестному соучастнику, который, в свою очередь, передал его Щербакову.
После этого Щербаков отдал Устинову образцы платежных поручений, печати ПФР, подписи должностных лиц ПФР.
Устинов изготовил подложное поручение о перечислении 950 млн рублей со счета ПФР на другой счет фонда в Центральном банке России и 1,25 млрд рублей на счет «Спецтехпрома» в банке «Кубань».
Основание перечисления – оплата строительства и реконструкции объектов ПФР. В действительности такого контракта не было и работы не осуществлялись.
Славянскому была отведена роль курьера, который был проинструктирован о расположении камер видеонаблюдения в Центральном банке и о средствах конспирации.
В день совершения преступления Устинов сделал два телефонных звонка в отдел по обслуживанию клиентов Центрального банка России. Представившись заместителем начальника департамента казначейства ПФР, он сообщил о неисправности системы дистанционного обслуживания фонда и о необходимости срочного приема документов платежных поручений. Еще один соучастник Гладышев на автомобиле Peugeot подвез к банку Славянского, который представился курьером ПФР и предъявил изготовленные Устиновом подложные документы. В этот же день деньги были перечислены.
16 ноября Бражников и Горских легализовали полученные средства, перечислив их на счета других организаций и банков.