Спустя год Следственное управление Следственного комитета (СК) по Уральскому федеральному округу закончило расследование скандального уголовного дела о массовом побоище на рок-фестивале «Торнадо-2010». Как объявили представители СК во вторник, обвинение предъявлено 13 жителям Челябинской области, которые в августе прошлого года с арматурой и дубинками в руках напали на посетителей концерта в Миассе.
Всем им инкриминируется ч. 2 ст. 282 (возбуждение ненависти по признакам принадлежности к социальной группе, совершенные с применением насилия, организованной группой), а также ч.1 и ч.2 ст. 212 (организация и участие в массовых беспорядках) Уголовного кодекса.
Как и сообщалось ранее, предпосылкой к побоищу стал конфликт посетителей фестиваля с владельцем местной шашлычной Робертом Назаряном. Когда в прошлом году сотрудники СК впервые объявили о его причастности к ЧП, очевидцы драки в Миассе начали критиковать следователей за необъективность. Многие из них сомневались, что коммерсант средней руки в состоянии за два с лишним часа собрать около 80 крепких молодых людей, вооружить их битами, а затем отправить бить поклонников рок-музыки на фестиваль.
По словам представителей СК, Назарян действительно не имеет к организации побоища никакого отношения. Тем не менее, говорят в ведомстве, ему также предъявлены обвинения. «Дело в том, что он не занимался непосредственно организацией беспорядков. Да, он участвовал в них, но мы пока не раскрываем подробностей», — сказали в СК.
По словам источника «Газеты.Ru» в правоохранительных органах, непосредственным организатором драки в Миассе следствие считает местного предпринимателя Александра Гиря.
Он, добавил собеседник, объявлен в федеральный розыск. По мнению следователей, именно Гирю Назарян пожаловался на своих обидчиков, а уже предприниматель занимался «вербовкой» боевиков для мести всем посетителям «Торнадо-2010». О самом Гире известно немного. Он владеет двумя развлекательными комплексами — «Галактика развлечений» в Челябинске и «Звездный» в Миассе. «Он себя считал кем-то вроде местного авторитета, поэтому и имел контакты с такими вот странными людьми, которые в итоге пришли громить фестиваль», — говорит источник в правоохранительных органах. Собеседник «Газеты.Ru», знакомый с тем, что происходит в администрации «Галактики развлечений», говорит, что Гирь не просто считал себя, а действительно был одним из самых влиятельных людей в Челябинске. «Его клуб один из самых доходных в городе, так как затраты минимальны. Он может запросто прийти в клуб, выключить музыку, под которую все танцуют, и поставить шансон. И собрать бандитов по одному зову, я считаю, он может запросто», — сказал собеседник.
Связаться с самим Гирем во вторник не удалось. В развлекательном комплексе «Звездный» «Газете.Ru» сказали, что сами не прочь связаться с его хозяином, но он сменил номер мобильного телефона и оказался недоступен. В последний раз Гиря видели в «Звездном» около года назад, а сейчас он сдает здание в аренду. В развлекательном комплексе «Галактика развлечений», где Гирь числился директором, его также давно не видели. Его бывший подчиненный Игорь Рыженков в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» отметил, что Гирь не способен на действия, в которых его подозревают. «Насколько я знаю, он не при делах», — уточнил Рыженков.
Однако в СК говорят, что сомнений в причастности Гиря к инциденту у следствия нет и им, как и остальными участниками побоища в Миассе, двигала неприязнь к посетителям рок-фестиваля как к социальной группе. Именно из-за ненависти к ним предприниматель решил отомстить за ссору в кафе своего знакомого таким жестоким образом. «Их неприязнь к конкретной социальной группе неформального типа, обладающей такими общими ценностями, как увлечение рок-музыкой, подтверждается материалами дела. Мы не сообщаем пока подробно, но обвиняемые высказывали и призывы, возбуждающие ненависть к рокерам», — сказали в СК.
Если обвинение по 282-й статье в итоге устоит в суде, то «миасское дело» может стать прецедентным, считает глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков.
Он вместе с коллегами участвовал не в одном процессе по делам о возбуждении ненависти и говорит, что до последнего времени социальной группой в правоохранительных органах было принято признавать сотрудников полиции или чиновников. «Это очень здорово, что следствие квалифицировало преступление в Миассе именно так. Я могу сказать, что в 2006 году мы тщетно пытались признать неформалов социальной группой в рамках дела об убийстве скейтера Стаса Корепанова, на которого напали двое националистов», — сказал Чиков. По словам правозащитника, та же ситуация была и в случае с уголовным делом о нападении на лагерь антифашистов под Ангарском. Там собрались экоактивисты, обычные неформалы и т. д., а потом на них напали наци-скинхеды с арматурами. «Там вменили только «хулиганку», хотя было очевидно, что нападавшие собрались не для того, чтобы бить известных им людей, а собирались туда по принципу «там антифа и неформалы собрались — пошли нападем». То есть мотивация была стопроцентно связана с ненавистью к конкретной соцгруппе, а не конкретным людям. Здорово, что в Миассе это признали», — сказал Чиков.