В среду Останкинский районный суд Москвы арестовал 50-летнего экс-замгендиректора госкорпорации «Росатом» Евгения Евстратова. Материалы следствия поступили в суд почти в 18.00. Но защитникам обвиняемого понадобилось время на ознакомление с ними. Заседание началось только ближе к 20.30, но тут же было отложено на час — адвокат обвиняемого Евгения Боскут заявила, что не успела изучить все документы. «Сколько вам нужно времени?» – поинтересовался судья Сергей Костюченко. «Сутки», — ответила она. Но судья с ней не согласился, решено было отложить процесс на час. Когда время вышло, заседание открылось вновь.
— Вы успели ознакомиться с делом? – спросил судья Евстратова.
— Не совсем, но основное понял.
— Сколько вам нужно времени?
Обвиняемый непонимающе уставился на судью.
— Я готов начать… — начал бормотать он.
— Я не имею права вас ограничивать. Сколько вам надо времени?
В результате обвиняемый и его защитники договорились, что им необходимо еще полчаса. Когда заседание стартовало в третий раз, судья первым делом поинтересовался, есть ли еще ходатайства. Когда очередь дошла до Евстратова, обвиняемый пожал плечами: «Я плохо понимаю, что такое ходатайство». Судья объяснил ему значение слова, но ходатайств больше не оказалось, и следователь, наконец, начала зачитывать суть обвинения.
Из ее речи стало известно, что дело было возбуждено в августе 2010 года по факту хищения бюджетных средств, выделенных «Росатому» на проектирование строительства и эксплуатацию объектов атомной энергетики в Мурманске.
Установлено, что в 2009 году Евстратов по предварительному сговору с начальником отдела одного из департаментов госкорпорации Сергеем Колобаевым, директором ФГУ «Аварийно-технический центр Минатома России» (АТЦ) Виктором Стовбуром, директором ФГУП «Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности» Сергеем Казаковым и неустановленными соучастниками похитили 22,9 млн рублей, принадлежащие санкт-петербургскому АТЦ.
Кроме того, в этот же период Евстратов вместе с теми же лицами похитил у той же организации 24,5 млн рублей, предназначенных для научно-исследовательских работ. Как ранее пояснял «Газете.Ru» руководитель пресс-службы департамента экономической безопасности Андрей Пилипчук, сотрудники госкорпорации скачивали научные работы в интернете и выдавали их за свои ноу-хау.
Евгений Евстратов был задержан 19 июля в 10.30 в квартире своей жены на Нахимовском проспекте, где он жил. На следующий день его обвинили по ч. 4 ст. 159 (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере) Уголовного кодекса по обоим эпизодам.
По оперативным данным, экс-замглавы «Росатома» обладает связями среди высокопоставленных должностных лиц, в том числе в федеральных органах власти, правоохранительных органах и прокуратуре.
Также он продолжает общаться со своими бывшими подчиненными, получая от них информацию о действиях правоохранительных органов. Более того, Евстратов и члены его семьи владеют недвижимостью за рубежом.
По словам следователя, Евстратов может оказать давление на свидетелей.
В частности, в материалах дела имеется аудиозапись, на которой «сотрудник госкорпорации, с которым Евстратов в настоящее время продолжает общаться», оказывает давление на одного из подозреваемых.
«Имеются неустановленные соучастники, которые могут быть руководителями госкорпорации и ее структурных подразделений», — сказала следователь.
Адвокат Боскут, в свою очередь, отметила, что Евстратов уже несколько раз допрашивался по этому уголовному делу в качестве свидетеля и на все вызовы следствия являлся добровольно.
По ее словам, единственный, кто дал показания против Евстратова, – это Виктор Стовбур.
«Он скрыл, что у них были личные неприязненные отношения», — заявила она. Основанием этому, по ее словам, послужило то, что Евстратов уволил Стовбура с должности по результатам проверки, проведенной департаментом внутреннего контроля и аудита корпорации «Росатом», который выявил существенные нарушения в деятельности АТЦ. В своих показаниях Стовбур отметил, что документы, которые создавались с целью хищения денежных средств, он подавал на подпись своему руководителю Евстратову. «Однако непосредственным руководителем Стовбура является начальник департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности «Росатома» Александр Агапов», — возразила Боскут.
«Это оговор. Доверять показаниям данного лица оснований не имеется», — сказала защитница.
Она также отметила, что похищены были вовсе не бюджетные средства, а прибыль, которая была получена от хозяйственной деятельности организации. Помимо прочего, в деле имеется видеозапись, где Стовбур заявляет о давлении, которое оказывается на него. В частности, угрозы сводились к тому, что если его «прижмут», то, чтобы сохранить свою жизнь, он должен называть имя Колобаева. «Фамилия Евстратова в фонограмме отсутствует», — отметила адвокат. Но позже следователь уточнила, что Стовбура специально просили не называть имя, но имеется в виду именно экс-замглавы «Росатома».
Боскут также предоставила справку о доходах своего подзащитного. «Евстратов, работая в корпорации, имел высокую зарплату, — сказала она. — Ему инкриминируется, что он похитил 28 млн рублей. Его годовая зарплата превышает эту сумму. Необходимости участвовать в махинациях у него не было». Однако почему она обозначила только 28 млн рублей, тогда как его обвиняют в хищении 47,4 млн рублей, защитница так и не пояснила.
Предоставляя различные справки и характеристики, Боскут поведала, что справку с последнего места работы (Евстратов уволился из «Росатома» в апреле 2011 года) получить так и не удалось. По ее словам, никто из сотрудников корпорации не хочет общаться ни с ним, ни с его адвокатами.
Боскут отметила, что жена Евстратова готова внести залог в 5 млн рублей, и попросила избрать меру пресечения в виде домашнего ареста.
— Я готов сотрудничать со следствием, — уверял суд Евстратов.
— А по поводу залога в 5 млн рублей что скажете? – спросил судья.
— Это жена заявила. У нее, по-моему, на счетах больше и нет. Если больше… Для этого мне нужно оказаться вне этих стен, — развел руками обвиняемый.
— Для этого у вас есть адвокаты.
Напоследок экс-замглавы «Росатома» опроверг утверждения, что имеет связи в правоохранительных органах.
— Ну а почему уволились все-таки? – поинтересовался судья.
— Потому что после того, как меня стали вызывать на допросы со следствием, я посчитал нужным написать заявление по собственному желанию.
Видимо, этот аргумент судью не убедил. После небольшого перерыва он постановил заключить Евстратова под стражу до окончания срока следствия по данному уголовному делу – 27 августа 2011 года. Защита намерена обжаловать это решение.