Министерство образования опубликовало на официальном сайте третий вариант проекта закона «Об образовании». В нем были переделаны вызвавшие споры пункты. Впрочем, многие положения сохранились. Последняя версия проекта была опубликована 1 декабря 2010 года. На протяжении нескольких месяцев общественность обсуждала проект на сайте zakonoproekt.ru. Затем его отправили на доработку. Новые поправки готовила комиссия по вопросам образования и социокультурной деятельности совета при президенте.
Новая версия сохранила структуру образования, которую юристы Минобрнауки предлагали ранее. Общественные деятели после публикации проекта 1 декабря возмущались, что закон отменяет начальное профессиональное образование, оставляя только среднее. «Исключить уровень начального профобразования и заменить его профподготовкой — большая ошибка, — говорил руководитель исполнительной дирекции Союза директоров среднеспециальных учебных заведений Геннадий Васин. — Как минимум все знают, что у НПО есть свои определенные социальные функции, и если все дети, которые не пойдут в 10—11-е классы, окажутся на улице, то проблем будет больше».
В то же время в новой версии закона нет определений университетам, вузам, колледжам и академиям, которые возмущали ректоров и экспертов.
Академии, согласно прошлой редакции, вошли в систему дополнительного профессионального образования, а институтам запретили выпускать магистров. Сейчас определения учебных заведений в проекте отсутствуют.
Образование в законопроекте снова определяется как «общественно значимое благо». В новом проекте обязанности и права федеральных исполнительных органов и субъектов (муниципальных и региональных властей) прописаны, причем для каждого уровня в отдельно взятой статье. «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование)».
Начальное и среднее образование по-прежнему считаются обязательными, при этом сохраняется право учеников получать образование на дому.
Далее в проекте идет описание самой системы. В ст. 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» говорится, что в оценке знаний «профессиональных образовательных программ» можно применить кредитно-модульную систему. Она подразумевает, что студент сам составляет себе план занятий, выбирая из расписания то, что ему подходит больше для профессионального развития. Модуль – разбитые на определенные части дисциплины или учебный год.
В проекте сказано, что образование общедоступно.
Но указывается, что «не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, преимуществ при реализации права на образование».
Они, говорится в законопроекте, «определяются свойственными образованию данного уровня и направленности, форме обучения, требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите». По мнению зампредседателя комитета «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг» Виктора Панина, «в каждой строчки проекта сквозит коммерция».
Так, указывается, что образование финансируется за счет государства, а также «за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг».
Уже принятый ФЗ-83 о госучреждениях фактически разрешил школам и вузам зарабатывать самостоятельно.
Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ базовый законопроект признает информацией ограниченного доступа. Как охранять их, в том числе и в интернете, должен решить, согласно тексту, федеральный исполнительный орган. Рассказывать содержание КИМов ученикам запрещается. ЕГЭ – единственно возможная форма аттестации. Впрочем, проект устанавливает уже существующую норму: по ряду специальностей (которые указаны в правительственном списке как приоритетные) вузы могут проводить дописпытания. МГУ и СПбГУ могут назначить дополнительные экзамены практически по любой направленности.
В проекте закона также появилась новая статья «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования». В ней говорится, что образовательные учреждения могут внедрять экспериментальные и инновационные программы, не противоречащие закону. Никаких уточнений, впрочем, как должны выглядеть эти программы, нет. Будут ли они определены специальными указами и дополнениями к закону, опять же не сказано.
«К сожалению, сохраняется та тенденция , что изначально прослеживалась у идеологов модернизации отечественного образования, — говорит Панин. – Тут явно прослеживается тема платного образования, критические замечания были учтены не в полном объеме. Вопросы оценки образования, стандартов остаются открытыми».
Новый проект будут обсуждать до сентября 2011 года.