При крушении дизель-электрохода «Булгария» на Волге в Татарстане найдены тела девяти человек, в том числе ребенка. Они вытащены на поверхность, но пока не опознаны. Катастрофа произошла в воскресенье, примерно в 14.00, однако до сих пор нет точных данных, сколько всего пассажиров путешествовало на двухпалубной круизной «Булгарии».
По данным МЧС на 9.00, на борту находились 199 человек. Администрация республики заявляет о 196 пассажирах. Среди пассажиров (список выложен на сайте регионального МЧС) 59 детей.
По последним данным, спаслись 79 человек: «Спасены 50 пассажиров, из 33 членов команды спасены 23 человека, из 18 не зарегистрированных пассажиров (путешествующих не по путевке) спасены 6 человек». Большинство туристов — казанцы, на теплоходе также находилось несколько пассажиров из Арска, Елабуги и поселка Васильево.
«Булгария» перевернулась в 30 километрах от Казани, в Камско-Устьинском районе. Официальные причины катастрофы пока не названы. Известно, что погода на Волге была плохая: дул сильный порывистый ветер, была гроза. «Мы располагаем только отчасти свидетельскими показаниями, что он вышел с креном на правый борт, и, когда он совершал маневр, потому что там фарватер менял направление, его просто боковой волной захлестнуло, и он на плаву находился порядка восьми минут», — цитирует РИА «Новости» начальника Приволжского регионального центра МЧС Игоря Паньшина. Судно ушло под воду очень быстро, за две-три минуты, говорят очевидцы.
Равновесие теплоход мог не удержать из-за перегрузки. По словам Паньшина, по техническому регламенту на борту «Булгарии» могло находиться не больше 120 человек, включая членов экипажа.
Минтранс уже заявил, что теплоход проходил проверку 15 июня 2011 года и был признан технически годным. Впрочем, телеканал «Россия 24» сообщил, что на «Булгарии» было только два 20-местных спасательных плота, а не четыре, как это полагается по нормативам.
Информация о крушении поступила в ЦУКС Главного управления МЧС России по РТ в 14.00 от диспетчера движения Казанского водного пути, которому сообщил о ЧП капитан проходившего мимо трехпалубного пассажирского судна «Арабелла». Его экипаж оказал помощь терпящим бедствие: «Арабелла» приняла на борт большинство спасенных. Позже на место трагедии прибыли спасатели Камскоустьинского гарнизона пожарной охраны, Центра ГИМС и Поисково-спасательной службы, а спустя час из Казани вылетел вертолет Ми-8 авиазвена МЧС России с группой спасателей на борту.
По свидетельству очевидцев, уцелевшие пассажиры Булгарии находились на плаву на плотах и самодельных плавсредствах, шлюпок на воде замечено не было.
Практически все спасенные были подняты на борт в течение часа-полутора после того, как теплоход затонул.
Пассажиры рассказали журналистам, что до «Арабеллы» мимо них проплыли два судна, но ни одно не остановилось, а с бортов тонущие люди видели снимающих их на мобильные телефоны пассажиров.
Как рассказал «Татар-информ» один из выживших, на одном из проплывавших кораблей было написано «Волганефть». Вторая баржа, по некоторым данным, называлась «Метеор». Как заявил в понедельник президент Татарстана Рустам Минниханов, эта информация проверяется.
Судьба более ста человек остается неизвестной. Шансы найти выживших все меньше.
Теплоход лег на дно на глубине 20 метров. Место, где он находится — в 3 км от берега — было установлено ночью. Водолазы, обследовавшие судно, сообщили, что оно находится в неустойчивом положении и из-за сильного волнения на Куйбышевском водохранилище испытывает большие колебания. Погда до сих пор усложняет работу водолазам. Кроме того, из баков судна вытекает топливо, спасатели не могут проводить в воде долгое время. «На месте крушения теплохода «Булгария» установлено дополнительное осветительное оборудование, водолазы обследуют судно. По результатам обследования, шансы найти живых минимальны», — цитирует ИТАР-ТАСС представителя МЧС. РИА «Новости» в ведомстве сказали, что водолазы видели в одном из помещений много трупов. Паньшин добавляет, что в момент катастрофы проходило музыкальное представление в одном из залов «Булгарии». Его могли смотреть около полусотни детей.
К 11.30 водолазы (всего на месте трагедии работает 40 специалистов, они провели 16 погружений) обследовали шлюпочную палубу судна, начаты работы на средней палубе.
По словам Паньшина, теплоход «разбили на четыре участка по вертикали»: «От катера на поверхности воды в сектора протянуты тросы, по которым спускаются водолазы», передает РИА «Новости». Вскоре на место ЧП должны прибыть два судна — баржа с балластом, призванным уменьшить качку водолазного катера, и судно «Арабелла», где будут находиться водолазы.
Представитель МЧС Андрей Родыгин отказался комментировать «Газете.Ru» информацию о том, что живых найти уже невозможно. «Я не могу строить никаких предположений, давайте не будем прогнозировать», — сказал он.
По данным на 11.00, принято предварительное решение о поднятии «Булгарии».
Как сообщил на селекторном совещании глава Росморречфлота Александр Давыденко, судно будут поднимать баржевыми площадками, сообщает РИА «Новости».
«Булгария» — достаточно старый теплоход, его конструкция не предусматривает оборудование трюма водонепроницаемыми переборками. Он был построен в 1955 году в Чехословакии.
По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, капитального ремонта и переоборудования судно не проходило.
Вчера в 21.00 спасенные с «Булгарии» были доставлены в казанский речной порт — все они также говорили о том, что теплоход был в крайне ветхом состоянии.
Выжившие также сообщили, что в день трагедии около 10.00 на водохранилище началось сильное волнение и организаторы тура пригласили отдыхающих во внутренние помещения теплохода. Отдельно в игровом салоне собрали детей. Когда судно начало выполнять разворот и дало сильный крен, то черпнуло воды и перевернулось практически мгновенно. По словам очевидцев, у команды не было времени ни на то, чтобы организовать спасательную операцию, ни даже на то, чтобы подать сигнал бедствия.
При этом выжившие — и пассажиры, и члены экипажа — говорят, что уговаривали капитана прекратить рейс: судно накренилось на правую сторону сразу после выхода из Казани. Но тот почему-то не внял их просьбам.
«В момент ЧП судно двигалось на одном двигателе. Двигатель сломался еще до остановки в Болгарах, и члены экипажа и пассажиры протестовали против того, чтобы выдвигаться дальше, а капитан не выходил на контакт с людьми и все-таки решил отправиться в рейс, «кто-то дал ему указание отправиться дальше», говорит один из членов экипажа», – сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на выжившего радиста, имя которого не сообщается. По словам члена экипажа, крен произошел из-за того, что топливный бак теплохода был полупустым.
По факту крушения судна возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 Уголовного кодекса (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта лицом), расследование ведет Главное следственное управление Следственного комитета (ГСУ СК). В понедельник в Татарстан прибыл глава СК Александр Бастрыкин. С ним на место трагедии приехала группа следователей ГСУ, кроме них в следственную группу входят сотрудники следственного управления по Татарстану и Приволжского следственного управления на транспорте. «Следователи приступили к изучению документации, изъятой в компании ООО «АргоРечТур», которой принадлежал затонувший теплоход. Кроме того, устанавливается маршрут движения теплохода, уточняются списки находившихся на корабле людей. Также следователи допрашивают потерпевших, свидетелей и очевидцев произошедшего», — сообщает пресс-служба СК.
По информации Татарского транспортного прокурора Руслана Цечоева, портом приписки теплохода на момент катастрофы значилась Пермь, а его собственником является ООО «Камское речное пароходство», и разрешение на эксплуатацию судна было ему выдано Камским филиалом российского речного регистра. Компания «АргоРечТур» (по некоторым данным, он брал судно в субаренду) осуществлял продажу туристических путевок на «Булгарию» в этом сезоне.
Компания обещала «незабываемое путешествие на борту теплохода «Булгария», который... отвечает всем требованиям безопасности речного судоходства, оснащен современным навигационным оборудованием».
В прайс-листе указаны цены: от 1700 руб за место в четырехместной каюте на нижней палубе до 4500 руб. за «люкс» на верхней.
Вторник, 12 июля, объявлен в Татарстане днем траура.