В пятницу возле Киево-Печерской лавры, в которой проходит собор Украинской православной церкви (УПЦ) Московского патриархата, собралась около 200 мирян, которые опасались, что украинские епископы хотят отсоединиться от Москвы. Пока проходили заседания собора, протестующие читали молитвы, в их руках были плакаты «Нет оранжевому расколу в церкви» и «Не дадим Драбинку церкви».
Эту группу возглавлял недавно отлученный от церкви киевский кардиолог Валентин Лукияник, руководитель Союза православных братств Украины. Буквально за несколько дней до собора он выступил на украинском сайте «Обозреватель» с резкой критикой духовенства УПЦ, обвинив архиереев в симонии (торговле церковными должностями), любви к роскоши и других грехах.
Протестующие были настроены крайне враждебно, обзывая «сатанами» всех, кто пытался вступить ними в дискуссию. После завершения собора к протестующим вышли делегаты, однако диалога не получилось: группа обвинила их в желании порвать с Москвой. «Люди пришли покричать, а не выслушивать аргументы», — заявил протоиерей Георгий Коваленко, пресс-секретарь главы Украинской православной церкви митрополита Владимира.
Собор проходил в Трапезном храме Лавры согласно протоколу: доклад киевского митрополита, награждение нескольких епископов, присвоение киевскому митрополиту звания «Герой Украины». Собор рассмотрел вопрос о Высшем церковном совете УПЦ, решив переименовать его в Координационный совет — совещательный орган при главе церкви, курирующий деятельность синодальных отделов. Собор утвердил решения о создании новых епархий УПЦ — Джанкойской, Днепродзержинской и Уманской.
Но, когда дело дошло до обсуждения того пункта повестки дня, который мог хотя бы потенциально означать изменения в уставе УПЦ, с критикой подобных изменений выступили представители Одесской и Донецкой епархий.
Камень преткновения в том, может или нет патриарх Кирилл утверждать устав УПЦ. Архиепископ Александр Драбинко за несколько дней до собора говорил, что раз УПЦ существует «на территории государства Украина», то, «согласно украинскому законодательству, гражданин другой страны не имеет юридического права утверждать официальные документы Украинской церкви. Повлиять на решение собора УПЦ, выразив свое мнение, патриарх, конечно, может. Но он не будет утверждать сам устав».
Именно этот пункт и вызвал критику Одесской и Донецкой епархий. «Церковь идет не туда», — заявил во время своего выступления делегат от Донецкой епархии Виктор Нусенкис, один из главных спонсоров УПЦ.
Впрочем, до бурных обсуждений дело не дошло. «Был нормальный обмен мнениями», — говорит присутствовавший при прениях отец Георгий Коваленко.
В итоге было найдено компромиссное решение: устав УПЦ был принят в старой редакции (от 2007 года), а все поправки к нему, из-за которых и начались обвинения в желании дистанцироваться от РПЦ, будут обсуждаться позже специальной богословской комиссией под руководством донецкого митрополита Иллариона, вполне лояльного к РПЦ.
Накануне собора несколько экспертов выступили с сенсационными заявлениями, что готовящийся собор уволит киевского митрополита Владимира и назначит фактическим руководителем церкви его ближайшего помощника — 33-летнего архиепископа Александра Драбинко.
Высказывались также предположения, что УПЦ примет новую редакцию своего устава, согласно которому влияние Московского патриархата на процессы в УПЦ будет сведено на нет.
«Все эти слухи не подтвердились. Произошло то, о чем ранее говорило священноначалие», — говорит протоиерей Георгий Коваленко, пресс-секретарь митрополита Владимира. Как раз накануне тот же архиепископ Александр Драбинко на пресс-конференции в Киеве опроверг эти опасения: «Подобные слухи — плод фантазии авторов этих публикаций».
Формально ни в каком документе собора нигде прямо не говорится о желании создать отдельную церковь.
Однако сам факт поспешного созыва собора за три недели до ожидаемого визита главы РПЦ патриарха Кирилла на Украину может говорить о стремлении Киевской митрополии лишний раз подчеркнуть свою независимость.
Возможно, именно поэтому сам патриарх Кирилл в тексте благословения на проведение киевского собора пожелал «всем участникам собора помощи Божией в принятии мудрых решений, направленных на укрепление единства Русской православной церкви».
Беспокоятся о единстве с Москвой не только в самой РПЦ, но и в Киеве. За два дня до собора УПЦ несколько мирских организаций провели в Киеве альтернативное собрание. Здесь не были представлены ни архиереи, ни священники. Основным требованиям собравшихся было сохранение единства с Московским патриархатом. Во всех официальных комментариях, да и в документах собора прямо говорится о том же самом.
На первый взгляд, сами протестующие требуют того, с чем согласны и делегаты настоящего собора. Однако, как отмечают эксперты, находясь в формальном подчинении у Москвы, УПЦ на самом деле имеет больше независимости, чем даже Украинская греко-католическая церковь от Ватикана. С 1990 года Киев сам решает кадровые и финансовые проблемы. Источники в Киевской митрополии говорят, что патриарх Кирилл неоднократно высказывал недовольство тем, что Украинская церковь сама выбирает новых епископов, не советуясь с Московским патриархатом. Но и после высказанных Кириллом претензий и заверений в вечной дружбе со стороны УПЦ синод украинской церкви продолжает делать то же самое: так, 19 июня 2011 года был посвящен в сан епископа Кременчугского 33-летний архимандрит Николай Капустин, за два дня до этого был назначен новый епископ в Шепетовку.
По мнению наблюдателей, УПЦ МП в дальнейшем будет стремиться к большей независимости, а у Москвы вряд ли будут реальные шансы что-то изменить.
«Москва еще обладает какими-то рычагами для того, чтобы заставлять УПЦ МП соблюдать приличия, а не делать мгновенно то, что захотелось. Но думаю, что украинский крен в сторону независимости не остановить. Так или иначе у УПЦ МП есть объективная потребность быть независимой в своих действиях. Москва же тут старшая сестра, которая хочет что-то диктовать», — заявил «Газете.Ru» научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы Бременского университета Николай Митрохин. Как отмечает эксперт, по общей численности верующих и по богатствам церкви УПЦ МП как минимум не меньше российской части патриархата, «поэтому чувствует себя уверенно, хотя и есть в ней большая фракция любителей Москвы, но центральная часть Украины, где расположена основная часть приходов, тяготеет к независимости, и на это сложно как-то повлиять».