В среду старший помощник военного прокурора Центрального военного округа Сергей Богомолов сообщил, что в отношении командира 102-го артиллерийского арсенала в Удмуртии, где 2 июня произошли взрывы, и его заместителя возбуждено уголовное дело.
«По материалам прокурорской проверки в отношении командира 102-го арсенала полковника Юрия Банина и его заместителя по хранению подполковника Олега Суворова возбуждено уголовное дело по двум статьям УК: «нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах» и «нарушение правил обращения с боеприпасами», — цитирует Богомолова ИТАР-ТАСС.
Ранее анонимные источники сообщали, что Банин был представлен к увольнению, но продолжал исполнять свои обязанности. В Минобороны эту информацию опровергли, сообщив, что не будут никого увольнять, пока не завершится проверка.
Пожар, спровоцировавший взрывы снарядов на территории арсенала, произошел в ночь на 3 июня. Жители окрестных деревень и поселков — всего более 28 тысяч человек — были эвакуированы. Поселок Пугачево, находившийся близ арсенала, был оцеплен. Местные жители предприняли несколько попыток прорваться сквозь оцепление, чтобы защитить свои дома от мародеров, на следующий день власти не разрешили им вернуться. Всего за медицинской помощью обратились около 80 пострадавших, госпитализированы 36 человек. Полностью огонь на арсенале удалось потушить только 5 июня. После этого на его территории было найдено 50 неразорвавшихся снарядов.
Начальник Приволжского регионального центра МЧС России Игорь Паньшин сообщил тогда, что в общей сложности на складах хранилось 170,5 тыс.снарядов.
Спустя месяц, 2 июля, снаряды сдетонировали вновь. Сотрудники 2-го арсенала увидели небольшой столб черного дыма над складом боеприпасов, после чего произошел взрыв. Хлопки перестали раздаваться только поздно вечером. Сначала в республиканском МЧС утверждали, что это всего лишь плановые работы по утилизации снарядов, но спустя пару дней военные признались, что боеприпасы взрывались самостоятельно. Начальник ГУ МЧС РФ по Удмуртии Петр Фомин говорил о «нагревшихся гильзах», после чего возникла версия о влиянии установившейся в республике 30-градусной жары.
После этого премьер-министр Удмуртии Юрий Питкевич, ссылаясь на военных, заявил, что снаряды будут взрываться от трех до пяти лет. По оценке республиканского ГУ МСЧ РФ, на ликвидацию последствий взрывов на арсенале в Пугачево также может уйти несколько лет.
Спустя две недели после возникновения пожара на технической территории арсенала в Удмуртии обнаружили тело пропавшего рядового Тимура Миниахметова, который с 3 июня числился без вести пропавшим. Солдат в тот день в составе пожарного расчета арсенала тушил огонь на технической территории и погиб от минно-взрывной травмы.
Материалы об обнаружении тела военнослужащего приобщены к уголовному делу, которое возбудили по факту пожара.
За неделю до ЧП в Удмуртии в Башкирии горел склад с артиллерийскими боеприпасами № 99-1. По мнению следователей, взрывы и пожар на арсенале могли произойти по вине рядового Сергея Деняева, служившего в части 67684, расположенной рядом с поселком Урман. По предварительной версии, он бросил гильзу во время работ по разукомплектованию снарядов. На Деняева завели уголовное дело.
Министр обороны Анатолий Сердюков 9 июня выпустил приказ, которым были приостановлены работы по утилизации боеприпасов на всех военных арсеналах и базах России. Замначальника Генштаба Валерий Герасимов отмечал, что таким образом ведомство пытается не допустить повторения трагедий в Удмуртии и Башкирии. Комиссии выясняют, как на уцелевших арсеналах хранятся и утилизируются боеприпасы. По словам Герасимова, будет проведена переаттестация должностных лиц, в том числе гражданских. Военнослужащим предстоит выслушать курс правил пожарной безопасности для арсеналов и отработать полученные навыки на учениях. Параллельно насыпями будут укреплены хранилища, а также проверены все пожарные водоемы. И только после проведения этих мероприятий утилизация боеприпасов будет продолжена. Герасимов отметил, что старые боеприпасы, которыми последние 25 лет никто не занимался, из экономии времени, скорее всего, будут подрывать, а не уничтожать промышленным способом.