Пожар на полигоне «Красный Бор», где хранится 1,5 млн тонн токсических отходов, начался в четверг около 15.00. По словам спасателей, к 16.00 площадь возгорания составила 5 тысяч квадратных метров. Полностью справиться с огнем удалось только к 21.00. Для этого понадобилось 104 спасателя и 35 пожарных машин.
Проливка полигона продолжается до сих пор. Для выяснения причин возгорания создана специальная комиссия.
Полигон находится в Ленинградской области, близ города Никольское, но принадлежит правительству Санкт-Петербурга. От Красного Бора до Петербурга 30 км, до пригородов — 6 км. В течение пяти часов в воздух поднимался огромный черный столб дыма, говорят очевидцы. Он был отлично виден в Петербурге.
По данным экологов, на полигон «Красный Бор» свозят особо вредные отходы (1-го класса опасности) со всего Северо-Западного региона. Они содержат ртуть, цианиды, мышьяк, кадмий и другие сильнодействующие ядовитые вещества. Поэтому пожар вызвал у горожан серьезное волнение. Обеспокоенные блогеры размещали фотографии со столбами черно-синего дыма.
«Рекомендуем всем жителям южных районов Петербурга закрыть окна и не выходить на улицу, пока пожар на полигоне не будет потушен», — обратились к населению представители Greenpeace. Власти города таких заявлений не делали.
Было непонятно, что именно горит и к каким последствиям может привести пожар. В МЧС сначала заявили, что загорелись автомобильные покрышки, затем — бочки с остатками нефтепродуктов. Начальник отдела экологического контроля департамента Росприродназора по СЗФО Наталья Боброва сообщила, что, «предположительно, произошло возгорание нефтепродуктов на карте (открытая яма для хранения отходов. — «Газета.Ru») с органическими отходами», при этом нанесен ущерб атмосфере.
«Будет проведено административное расследование, — отметила Боброва. — По его результатам виновников привлекут к административной ответственности. Кроме того, впоследствии предприятию будет предъявлена претензия об оплате ущерба, нанесенного природе, так как произошел существенный выброс продуктов горения в атмосферу».
В то же время руководитель МЧС по Петербургу Леонид Беляев, находящийся на месте происшествия, заявил, что содержание вредных химических веществ в воздухе не превышено и составляет не более половины предельно допустимой концентрации.
«Никакой угрозы здоровью и жизни людей нет, — заявил Беляев. — Превышение стандартных параметров не зафиксировано. Я сам находился четыре часа на полигоне. Этот дым опасности не несет. Все, что говорят об опасности, — фантазии». Спасатели говорят, что сделали такой вывод, опираясь на показания автоматических станций контроля воздуха, которые были запущены в Колпинском, Невском, Красногвардейском и Пушкинском районах Петербурга.
Вечером в четверг в соцсетях распространилась информация, что при тушении сильное отравление получил пожарный из города Никольское. Однако в МЧС эту информацию не подтверждают.
Экологи подозревают, что сотрудники полигона намеренно сжигали отходы.
«Это далеко не первый пожар на полигоне. Очень подозрительно, что на столь крупном и опасном предприятии постоянно происходят «самовозгорания», как называют пожары чиновники, — удивляется руководитель Санкт-Петербургского отделения Greenpeace Дмитрий Артамонов. — Учитывая отсутствие нормального контроля за деятельностью полигона, значительно более вероятной версией кажется намеренное избавление от накопленных отходов».
По словам Артамонова, петербургские власти уже больше 15 лет не могут навести порядок на полигоне «Красный Бор». Еще в 1994 году первый заместитель председателя правительства Петербурга Владимир Путин подписал постановление о мерах по устранению нарушений правил эксплуатации полигона. С тех пор в «Красном Бору» было два крупных пожара, полигон неоднократно привлекался к ответственности за нарушение законодательства.
«Такое происшествие под Петербургом — это самое настоящий вандализм, — сказала «Газете.Ru» петербургский эколог Лина Зернова. — В последнее время в полигон вкладывались большие деньги. Там много что можно было сделать. Но ничего нет. Счетная палата и правительство Петербурга должны разобраться, куда делись средства. Переработка отходов — такое дело, там можно закопать что угодно».
По данным Greenpeace, за последние пять лет на развитие полигона из бюджета было выделено более полумиллиарда рублей, а также получен кредит ЕБРР на сумму $5,5 млн.
Еще в конце 1990-х годов на полигоне должны были построить экспериментальный завод по переработке отходов. Однако сроки все время переносились якобы из-за недофинансирования. Последняя дата окончания строительства — 2012 год. В прошлом году «Красный Бор» проверила Счетная палата РФ. Ревизоры нашли множество нарушений, в том числе и при работе с токсичными отходами. Счетная палата также сделала вывод, что средства, выделяемые на строительство завода, расходовались неэффективно.
Государственное унитарное природоохранное предприятие «Полигон «Красный Бор» является единственным в СЗФО полигоном, принимающим опасные отходы. За год на полигон поступает около 25 тысяч тонн отходов с 450 предприятий.