В среду Мосгордума приняла сразу в трех чтениях предложенные мэрией изменения в действующий с 2008 года закон «О такси в городе Москве». Как сообщил на заседании городского парламента руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Николай Лямов, документ разработан для приведения московского законодательства в соответствие с федеральным. Дело в том, что, согласно принятому 21 апреля 2011 года ФЗ № 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 сентября 2011 года желающие легально работать предприниматели должны иметь разрешения на осуществление таксомоторных перевозок, выданные местными властями в соответствии с региональным законом. А с 1 января 2012 года вводится административная ответственность за их отсутствие.
Новый закон устанавливает пятилетний срок действия таких разрешений, порядок формирования и ведения их реестра, а также порядок проведения проверок. Реестр выданных разрешений будет опубликован на сайте правительства Москвы.
Как пообещал Лямов, для получения разрешения от перевозчика потребуется минимум документов, а выдано оно будет уже через три дня и бесплатно. При этом заявки можно будет подавать не только индивидуальные, но и корпоративные.
По словам чиновника, для организации процесса создается специальное управление из 12 сотрудников, закупается аппаратура и готовится программное обеспечение. Все работы скоординированы с Подмосковьем: мэрия заключила соглашение с властями Московской области о ведении единой нормативной базы, в обоих субъектах будет единый срок действия разрешения, одна форма бланка для выдачи разрешения и одинаковые требования к ведению реестра.
Суть других новаций заключается в исключении из городского закона требований к перевозчикам и статьи об административной ответственности, поскольку штрафные санкции установлены в федеральном законе, рассказал чиновник. Кроме того, исключаются все положения, связанные со службами заказа такси.
Признаются утратившими силу и положения о мерах государственной поддержки перевозчиков (в том числе о стоянках такси), которые, по словам чиновника, должны устанавливаться другими нормативными правовыми актами города Москвы.
Напомним, согласно исключенным из действующего закона нормам, зарегистрированным таксистам предоставлялись льготы по арендной плате на землю и помещения, принадлежащие городу, а также места на стоянках и «безвозмездное предоставление специального знака «Московское городское такси».
В своем содокладе председатель думской комиссии по городскому хозяйству Степан Орлов заявил, что сегодня на федеральном уровне сделан серьезный шаг к созданию системы цивилизованного и безопасного такси. По его словам, после отмены в стране лицензирования таксомоторных перевозок образовался правовой вакуум, приведший к «черному рынку», а принятый в 2008 году городской закон о такси носил половинчатый характер, поскольку основывался на системе добровольной сертификации. Теперь же, по его мнению, «система заработает в полном объеме».
Впрочем, ряд депутатов усомнились в эффективности мер, предлагаемых для наведения порядка на улицах столицы, тем более в условиях отмены установленных законом 2008 года льгот для законопослушных перевозчиков.
Как отметил депутат Александр Милявский, на неопределенный период, до появления в будущем «иных нормативных актов», легальные таксисты теряют гарантированную им ранее господдержку. «Может, сначала принять закон «О парковках», а потом уже исключать все льготы из закона о такси?» — предложил депутат. Непонятно из закона, и как оценивать легальность такси, приехавшего в Москву из другого региона (пока идет речь о специальных соглашениях только с Московской областью).
А введение на федеральном уровне административной ответственности для нелегальных таксистов не означает, что привлечь их к ответственности станет проще. (Ранее президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин объяснял «Газете.Ru», что за незаконный частный извоз водителя можно привлечь как за незаконное предпринимательство. Однако при этом необходимо доказать, что извлечение выгоды было систематическим. А это значит, что одного и того же «бомбилу» необходимо поймать на одном и том же минимум три раза.)
Вместе с тем спрос на дешевых «бомбил» никуда не денется, уверены депутаты. По словам депутата Людмилы Стебенковой, тарифы московских такси сегодня в несколько раз выше европейских. «Одно только развитие конкуренции не скажется на ценах, все кончится сговором, — считает Стебенкова. — Город должен регулировать тарифы, предоставлять преференции тем, кто идет на их снижение. Мы сейчас вместо «бомбил» навязываем москвичам дорогостоящую услугу, которую может себе позволить не каждая семья. Надо идти к цивилизованному рынку, а не монопольному».
Возмутились некоторые депутаты и ставшей уже привычной за последние полгода практикой, когда мэрия требует принять внесенный ею законопроект сразу в трех чтениях, не давая думе возможности поработать над поправками к документу.
Как объяснил Лямов, необходимость принятия законопроекта в целом вызвана тем, что «промедление даже на несколько дней приведет к несвоевременному началу работы», а уже с 1 сентября мэрия должна выдавать перевозчикам разрешения. Однако неожиданный демарш последовал со стороны члена фракции «Единая Россия» Анатолия Петрова, заявившего, что он проголосовал за документ еще до его обсуждения — «в 10 часов 10 минут».
«Я не понимаю, какая необходимость в такой гонке, — заявил он. — Федеральный закон принят и вступает в действие с 1 сентября, и исполнительная власть вполне может сейчас руководствоваться им в своей работе». Несмотря на это, фракция ЕР решила удовлетворить желание мэрии, рассказал Петров. Причем сделано это было даже до заседания профильной комиссии, на которой рассматривался законопроект, и стало ясно, что он слабо проработан (в частности, депутаты не поняли, почему из документа «выкидывается» служба заказа). «С этой практикой надо кончать. Давайте не будем принимать законопроект в целом, а поработаем над ним до конца сессии», — предложил он.
«Фракция будет всегда поддерживать деятельность правительства, направленную на улучшение жизни москвичей, — поставил на место однопартийца вице-спикер думы Андрей Метельский. — Так мы обещали нашим избирателям. А решения фракции будут обязательными всегда, пока будет партийное формирование думы». «К сожалению, деятельность Мосгордумы сводится к штамповке законов, предлагаемых исполнительной властью, и можно уже не соблюдать условности», — прокомментировал перебранку лидер фракции КПРФ Андрей Клычков.
Что до сути самого документа, то, по словам Клычкова, «от закона ничего не осталось, кроме констатации факта, что такси имеет право на существование».
«Вместо того чтобы развить федеральный закон, мы просто копируем его, отдавая при этом слишком много на откуп исполнительной власти, — заявил он «Газете.Ru». — А вымарав из действовавшего закона всю конкретику, мы превратили его в пустую декларацию. Документ, содержащий сплошные отсылочные нормы к подзаконным актам исполнительной власти, законом не является».
По мнению научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, никакой закон не поможет навести порядок, пока не будут созданы реальные преференции для законопослушных перевозчиков.
«Все попытки изолированного решения проблемы малоэффективны, — считает эксперт. — Я задаю вопрос: почему, например, в Сак-Франциско есть представители самого гнусного преступного бизнеса — наркодилеры, сутенеры, а «бомбил» нет? Да потому, что этот бизнес там бессмыслен». По словам Блинкина, суммарные издержки «бомбил» всегда ниже — им не нужно содержать транспортное предприятие с нормальным техническим и медицинским контролем. Однако во всех крупных городах мира парковка в центре стоит столько, что не окупается никакой перевозкой.
При этом такси, приравненные к общественному транспорту, могут парковаться бесплатно. Кроме того, они имеют право двигаться по специальным выделенным полосам, что сокращает время поездки, подъезжать в аэропортах к зоне вылета-прилета, ездить в пешеходных зонах. «В любом городе мира таксист может выписать квитанцию, как билет в общественном транспорте. Он учтен в фискальной системе, а пассажир может отчитаться по этой квитанции, — рассказал Блинкин. — Я назвал вам четыре института, делающих бессмысленным наем субстандартного перевозчика, но этот список можно продолжить, и придумано все это было еще полвека назад. Когда эти институты нормально устроены, «бомбилы» умирают как класс».