Южная транспортная прокуратура расследует случаи ослепления лазерным лучом при посадке экипажей двух авиалайнеров, следовавших из Москвы в Ростов-на-Дону. «Волго-Донской транспортной прокуратурой взято на контроль проведение проверки по факту ослепления лазерным лучом членов экипажа воздушных судов, совершавших посадку в аэропорту Ростова-на-Дону 3 и 7 июня», — сообщила журналистам официальный представитель ЮТП Агнесса Савченко.
Исходя из материалов предварительного следствия, контролируют которое сотрудники Волго-Донской транспортной прокуратуры, 3 июня в 02.06 диспетчеру посадки поступило сообщение от командира воздушного судна А320, совершавшего рейс сообщением Москва – Ростов-на-Дону (авиакомпания «Авианова»).
Летчик сообщил, что экипаж ослеплен лазерным лучом зеленого цвета.
Установлено, что инцидент произошел, когда судно, зашедшее на посадку со стороны Ворошиловского моста, находилось на удалении 3–5 км от взлетно-посадочной полосы аэропорта Ростова-на-Дону на высоте 300–400 м, приблизительно в районе Нахичеванского рынка Ростова-на-Дону. После посадки командир воздушного судна подтвердил указанную информацию руководителю полетов.
Спустя четыре дня ситуация повторилась: 7 июня в 22.30 экипаж пассажирского Боинга-735, летевшего из столичного аэропорта Внуково (на борту лайнера в этот момент находились 97 пассажиров) также был ослеплен лазерным лучом при заходе на посадку в ростовский аэропорт.
На этот раз авиалайнер заходил на посадочную глиссаду с противоположной стороны, минуя Аксай — город-спутник Ростова-на-Дону.
В настоящее время следователи рассматривают несколько версий, среди которых основные – ослепление экипажей авиалайнеров иллюминацией или специальными лазерными средствами, рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к следствию. При этом следователи обратили внимание на идентичность обстоятельств ослепления: в обоих случаях пилоты видели луч зеленого цвета, который при попадании в глаза вызывал кратковременное ослепление на 2–5 сек.
При заходе на посадку со стороны Ворошиловского моста самолеты пролетают вблизи загородной зоны отдыха «Левый берег Дона», на территории которой находятся десятки ресторанов и танцполов. Подавляющее большинство заведений пользуются иллюминацией, в том числе лазерной. Кроме того, при снижении лайнеры пролетают недалеко от ярко освещенного гостиничного комплекса «Дон-Плаза».
С 3 июня – момента первого случая ослепления экипажа – лайнеры, следующие в ростовский аэропорт, снижаются с северной стороны города, над комплексом ИКЕА и супермаркетами. «В гипермаркете ИКЕА, равно как и в местах отдыха на «Левом берегу Дона», в этом году могли установить средства иллюминации, которые могли ослепить пилотов. В этом случае нам предстоит долгая проверка всех этих «точек», — сказал источник, уточнив при этом, что ранее случаев ослепления экипажей идущих на посадку авиалайнеров в ростовском аэропорту не было.
Следствие не исключает, что ослеплять пилотов мог и хулиган.
«По показаниям очевидцев, луч возникал от земли и передвигался в сторону летящих самолетов по рассеивающейся траектории», — сказал источник. На этом основания и у следствия есть основания предполагать, что ослепление мог производить «злоумышленник с устройством лазерного или другого высокоэнергетического типа».
По словам экспертов, хулиган вполне мог ослепить пилотов при помощи лазерной указки.
Как сообщил заведующий кафедрой квантовой радиофизики Южного федерального университета профессор Евгений Латуш, «возможно, для ослепления экипажей использовался лазер на кристалле с примесью неодима: такой лазер дает излучение зеленого цвета, особо воспринимаемое человеческим глазом», передает «Интерфакс». По словам эксперта, в настоящее время существуют лазерные указки, мощность которых достигает 200 милливатт. «Для сравнения, мощность обычной красной лазерной указки составляет около 0,5 милливатт», — уточнил он. Существуют подобные указки и помощнее — по 500 и даже 1000 милливатт — зеленого, синего и фиолетового цветов. Стоят они от полутора тысяч рублей.
В свою очередь, один из военных экспертов предположил, что злоумышленник мог использовать лазерный прицел-дальномер, который устанавливается на боевых вертолетах и гусеничной технике.
Подобные устройства, которые, в частности, используются при сборке боевых вертолетов Ми-24 и «Ночной охотник» в ОАО «Роствертол», исключают присутствие людей в зоне луча по мерам безопасности, так как могут повредить сетчатку глаз. Единственное «но» в этом случае – громоздкость конструкции, включающей еще более громоздкий источник энергии.
«В настоящее время сотрудники ГУ МВД РФ по Ростовской области также выясняют причину ослепления пилотов», — сказали в пресс-службе силового ведомства, отметив, что следственные мероприятия только начались.
В Росавиации подтвердили, что в течение 2010–2011 годов Федеральным агентством воздушного транспорта зафиксированы неоднократные случаи ослепления экипажей гражданских самолётов лазерными лучами. И если за вторую половину 2010 года было зафиксировано пять таких инцидентов, то с начала 2011 года уже 30.
По данным ведомства, происходит подобное не только в Ростове-на-Дону, но и в Москве при посадке лайнеров в аэропортах Внуково и Шереметьево.
Источники излучения на данный момент не установлены. В связи с этим Росавиация обратилась ко всем организациям и гражданам с просьбой «исключить случаи использования подобных мощных источников излучения для освещения воздушных судов, так как это создает реальную угрозу безопасности полетов, мешая экипажу пилотировать воздушное судно».
Получить комментарии в столичных аэропортах на этот счет пока не удалось.