«Доказательства ясно дали понять, что они сделали то, в чем их обвиняют», — сказал на заседании в среду прокурор Леопольд Бьен. Он потребовал для обвиняемых — Али Турпал Ешуркаева, Отто Кальтенбруннера и Муслима Дадаева — высшей меры наказания за «убийство по политическим мотивам, совершенное для того, чтобы заставить кого-либо молчать». Вина всех трех обвиняемых, по словам прокурора, полностью доказана — они должны получить пожизненные сроки.
«От вас зависит, допускаете ли вы политические убийства в Австрии», — сказал прокурор, обращаясь к жюри присяжных.
Как ожидается, присяжные вынесут вердикт в четверг, 2 июня.
Умар Исраилов был убит в Вене два с половиной года назад. Во время второй чеченской кампании он воевал на стороне боевиков и был задержан в ходе спецоперации. Как заявлял он позже, Кадыров пытками пытался заставить его перейти на «правильную» сторону. Сначала Исраилов согласился и даже стал личным охранником президента Чечни, но вскоре сбежал в Австрию и в 2005 году получил в этой стране политическое убежище. После побега Исраилов публично критиковал политику главы Чечни и даже подал против него иск в Страсбургский суд вместе со своим отцом Шарпуди Исраиловым, который также получил политическое убежище в Австрии.
Днем 13 января 2009 года Исраилов-младший был расстрелян. По данным следствия, рядом с домом экс-телохранителя чеченского президента дежурили две машины с четырьмя преступниками. Они должны были похитить Исраилова и отвезти его в Чечню, а в случае сопротивления — убить. Когда Исраилов подошел к дому, по нему открыли огонь. Преступники попытались его скрутить, но Исраилов вырвался. Бывший телохранитель побежал по улице, но, завернув за угол, упал: в него попали пять пуль. Один из киллеров добил истекающую кровью жертву выстрелом в голову, и убийцы скрылись.
Процесс по делу об убийстве Исраилова стартовал 16 ноября 2010 года.
Однако на скамье подсудимых оказались не непосредственные исполнители преступления: Ешуркаева, Кальтенбруннера и Дадаева обвиняют в причастности к убийству, связи с преступными иностранными группировками и попытке похищения человека.
Кальтенбруннера прокурор Бьен назвал «пауком связи». Он, как считает обвинение, «принимал участие в организации убийства, обеспечивал преступникам материально-техническую базу и координировал их действия по телефону». Как заявил представитель гособвинения, 42-летний Кальтенбруннер был соратником Кадырова. В качестве доказательств этого на предыдущих заседаниях Бьен продемонстрировал суду сделанные на мобильный телефон фотографии, на которых обвиняемый и президент Чечни обнимаются. О том, что Кальтенбруннера связывают с Кадыровым близкие отношения, говорил и Исраилов-старший в интервью австрийским СМИ. По его словам, Кальтенбруннер — выходец из чеченского селения Гудермес, раньше он носил фамилию Эдилов. Изначально причастность обвиняемого к убийству была установлена по показаниям свидетелей: они запомнили номер его Volvo, скрывавшейся с места убийства Исраилова. За рулем этой машины сидел Дадаев. Ешуркаев, по версии следствия, следил за Исраиловым и пытался его скрутить.
Предполагаемый киллер, который вместе с Ешуркаевым сначала пытался похитить Исраилова, а потом расстрелял его, до сих пор находится в розыске. Предположительно, это Леча Богатиров.
В Volvo был найден пиджак, в карманах которого следователи нашли загранпаспорт на имя Богатирова и копию загранпаспорта советника президента Чечни Шаа Турлаева. По некоторым данным, сейчас Богатиров находится в Чечне. В ноябре журналисты Der Spiegel заметили его в сюжете телеканала «Вести-24» о примирении «кровников» в Чечне. Ранее австрийские власти также утверждали, что убийца Исраилова, совершивший контрольный выстрел ему в голову, получил в Чечне «высокую должность, возможно в правоохранительных органах». Впрочем, доказать, что Богатиров скрывается именно в кавказской республике, венским прокурорам не удалось.
Известно, что следствие рассматривало версию, по которой заказчиком преступления был Рамзан Кадыров. Но доказательств, подтверждающих это, следствие тоже не собрало.
На процессе планировалось допросить самого президента Чечни, отрицающего свою причастность к убийству Исраилова. По данным австрийских СМИ, о видеоконференции с участием Кадырова ходатайствовал Рудольф Майер – адвокат Кальтенбруннера. Ходатайство было удовлетворено. В Москву, как сообщало издание The Times, венские правоохранительные органы отослали соответствующий запрос с просьбой оказать содействие в допросе президента Чечни. Но ответ на него, по данным издания, так и не был получен.
После выступления прокуроров в среду адвокаты подсудимых заявили, что с требованием прокуратуры категорически не согласны.
Так, Рудольф Майер настаивал, что доказательства вины его подзащитного «несостоятельны». Прокуратура, по его мнению, смогла только доказать, что Кальтенбруннер созванивался с другими обвиняемыми, что не говорит о его причастности к убийству.