В городском суде Санкт-Петербурга завершаются прения сторон по делу банды неонацистов, созданной, по данным следствия, Алексеем Воеводиным и Дмитрием Боровиковым. Как сообщили «Интерфаксу» в петербургской прокуратуре, ее представитель потребовал приговорить к длительным срокам заключения членов группировки радикальных националистов, которых ранее признала виновными коллегия присяжных.
Воеводин, как создатель банды, по мнению гособвинения, заслуживает пожизненного лишения свободы. Такое же наказание прокурор запросил и для его ближайшего соратника Артема Прохоренко.
Боровиков, который вместе с Воеводиным в 2003 году создал одну из первых в Петербурге неонацистских группировок Mad Crowd, был убит при задержании весной 2006 года: он оказал оперативникам сопротивление, и они его застрелили. На скамье подсудимых в итоге оказались 14 человек, дело слушалось около трех лет. 12 из 14 подсудимых присяжные признали виновными.
Выступая в прениях, вслед за требованием приговорить к пожизненному заключению Воеводина и Прохоренко прокурор огласил сроки, которых заслуживают остальные радикальные националисты: от условного наказания до 21 года лишения свободы. На 21 год в колонию строгого режима, по мнению обвинителя, должен отправиться Алексей Костроченков. Присяжные признали его виновным в убийстве ученого-этнографа, эксперта по проблемам ксенофобии Николая Гиренко. Он был застрелен в своем доме на улице Подковырова 19 июня 2004 года: в дверь квартиры, где жил Гиренко, позвонили, а когда он подошел, чтобы открыть, выстрелили через дверь. Пуля попала в голову, ученый погиб. Также, согласно материалам дела, Алексей Костроченков участвовал в убийстве националистов Ростислава Гофмана и Алексея Головченко: с ними банда Боровикова и Воеводина расправилась, заподозрив их в сотрудничестве с правоохранительными органами. Вместе с Костроченковым в группировку входил его брат Андрей, для которого прокуратура запросила 19 лет колонии строгого режима.
Также гособвинение поддержало потерпевших – родственников убитого скинхеда Головченко, которые требуют выплаты компенсации.
Мать и сестра погибшего националиста считают, что подсудимые должны выплатить им по 5 млн рублей. По мнению прокуратуры, иск подлежит удовлетворению, но сумма компенсации должна быть меньше – по 1 млн рублей.
Петербургские следователи называют погибшего Боровикова и оказавшегося на скамье подсудимых Воеводина одними из первых радикальных националистов в городе. Объединенную банду они создали в 2003 году, до этого оба входили в разные уличные группировки, в том числе в «Шульц-88». Банда «Шульц-88» появилась в Санкт-Петербурге в 2001 году и была ликвидирована правоохранительными органами в 2003-м. Ее основал Дмитрий Бобров, по кличке Шульц, а позднее к нему присоединились Боровиков и Воеводин. До ареста в 2003 году Боброва банда успела совершить несколько нападений на иностранцев, а также членов антифашистского движения.
За год до задержания Боброва Боровиков и Воеводин покинули «Шульц-88» и основали собственную группировку под названием Mad Crowd, в которую входили ультраправые футбольные фанаты. К 2006 году, когда на членов группировки уже вышли правоохранительные органы, ее участники успели совершить более десятка нападений и убийств иностранцев. Со смертью Боровикова 18 мая 2006 года группировка Mad Crowd фактически прекратила свое существование, и оставшийся на свободе Воеводин, по прозвищу СВР (по аббревиатуре «Сделано в России», выколотой у него на затылке), решил основать новую банду, но на этот раз учел негативный опыт прошлых лет.
Члены группировки решили больше внимания уделять конспирации, полностью отказаться от нацистской символики и не давать новой группировке вообще никакого названия. За время своего существования группировка, ликвидированная в 2007 году, успела совершить несколько убийств, причем не только «инородцев», как называли иностранцев сами подсудимые, но и единомышленников Гофмана и Головченко.
Дата оглашения приговора членам банды Воеводина пока не назначена, в суде еще не завершили выступление адвокаты подсудимых. Позиции обвиняемых разнятся: часть из них признали свою вину и сотрудничали со следствием, другие все отрицали.
Двоих подсудимых — Павла Гусева и Андрея Малюгина – присяжные оправдали, несмотря на сделанные ими на процессе признания в причастности к преступлениям.
В соответствии с законом суд может вынести в отношении Гусева и Малюгина только оправдательный приговор. Освобожденный сразу после вердикта присяжных, Малюгин на прения сторон решил не приходить; его родственники и защита говорят, что им неизвестно его местонахождение.