В пятницу на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи вице-премьер Сергей Иванов заявил, что профильные ведомства сорвали план по созданию в России единой системы экстренного вызова в чрезвычайных ситуациях. Предполагается, что система объединит телефоны пожарной охраны, милиции, «скорой помощи», газовой службы и службы «Антитеррор». Вызвать любую из этих служб россияне смогут с помощью единого телефонного номера 112.
«Вынужден констатировать: выполнение плана мероприятий по реализации концепции создания системы-112 фактически сорвано», — цитирует слова Иванова РИА «Новости». Он напомнил, что, согласно концепции, в 2009 году система-112 должна была появиться в 20 регионах, а в 2010 году — в 44, передает «Интерфакс». «На самом деле мы имеем единичные и при том пилотные проекты функционирования системы», — отметил Иванов.
«Если называть вещи своими именами, у нас еще конь не валялся», — сказал Иванов.
Вице-премьер не назвал конкретных имен виновных в срыве концепции, утвержденной правительством еще в августе 2008 года. Однако он отметил, что понадобилось более двух лет, чтобы разграничить полномочия двух ведомств — МЧС и Минкомсвязи, ответственных за реализацию идеи. По словам Иванова, сейчас основная задача профильных ведомств — форсировать работу по созданию единых дежурно-диспетчерских служб в регионах и муниципалитетах.
О необходимости создания единого номера для экстренных вызовов заявил еще в 2005 году министр МЧС Сергей Шойгу. Летом 2007 года он побывал в Курске, где открыл областной центр управления в кризисных ситуациях и обсудил возможность введения на территории региона единого чрезвычайного телефонного номера. В конце 2007 года идею поддержал Владимир Путин на итоговом заседании российского правительства. Тогда заявлялось, что система заработает через пять лет. Спустя несколько месяцев Шойгу заявил, что система-112 появится в некоторых городах России к 2010 году. А в конце 2008 года Шойгу еще раз представил концепцию введения в стране единого экстренного номера, рассчитанную на срок до 2012 года.
Однако затем оказалось, что курировать проект будет не МЧС, а Минкомсвязи.
Судя по всему, именно об этом периоде — с 2009-го по конец 2010 года — говорил вице-премьер, когда высказывал свое отношение к поиску разграничений ответственности двух ведомств.
Сейчас за внедрение системы-112 снова отвечает МЧС. В ведомстве напомнили, что полномочия к ним перешли только в конце прошлого года. «Согласно указу президента от 28 декабря 2010 года, координация работ по созданию системы-112 была возложена на МЧС России», — сообщила «Газете.Ru» начальник Управления информации МЧС России Ирина Андрианова.
На вопрос, почему система не заработала в 2010 году, Андрианова напомнила, что тогда работу по внедрению единого номера возглавляло Минкомсвязи.
«У них была программа, и они ее реализовывали», — добавила представитель МЧС.
В Минкомсвязи сообщили, что «проблемы создания системы-112 не только и не столько в инженерных решениях, сколько в организационных мероприятиях, связанных с участием большого числа федеральных органов исполнительной власти и органов управления в регионах, поэтому принятие системных решений требовало, прежде всего, решения руководства страны о едином координаторе этой работы с соответствующими полномочиями». Сейчас, уточнили в ведомстве, таким координатором стало МЧС.
«МЧС совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в т.ч. Минкомсвязи, готовит концептуальный документ, определяющий принципы создания, а главное функции такой сложной системы», — сообщили в департаменте информации и общественных связей Минкомсвязи. Как добавили в ведомстве, «одновременно часть решений отрабатывается в опытной зоне в Курской области, где реализован пилотный проект»: «При реализации этого проекта было разработано и принято необходимое программное обеспечение, которое разработали специалисты НИИ «Восход». Эти решения готовы к тиражированию по всей стране». Развитие системы 112, говорят в Минкомсвязи, будет осуществляться в рамках плана-графика, разрабатываемого двумя ведомствами: «На Минкомсвязи возложена ответственность за телекоммуникационную составляющую этой системы, т.е. за возможность обеспечить каждому человеку на территории Российской федерации доступ к этой системе по каналам и линиям связи».
Создание системы единого номера для всех оперативных служб — это огромная работа, напомнила Андрианова. «Насколько я знаю, в некоторых европейских странах на это ушло чуть ли не 20 лет, — пояснила она. — Минкомсвязи тоже проделало достаточно большую работу. В частности, в Москве были изменены все телефонные номера, которые начинались на единицу. Тогда многие горожане не понимали, для чего это делается, возмущались. А это была подготовка к введению системы-112».
Кроме того, напомнила Андрианова, пилотные зоны этой системы уже действуют в Курской области, в Татарстане и в Санкт-Петербурге. «В стадии завершения внедрение системы в Тверской и Свердловской области, также к этой работе приступила Астраханская область», — пояснила она.
За полгода, которые МЧС курировала введение системы-112, уже было сделано немало, говорят в ведомстве. «Мы за это время подготовили положение о службе 112, разработали федеральную целевую программу по созданию этой службы, сейчас она находится на рассмотрении правительства. Началась практическая работа по созданию единых диспетчерских служб», — говорит Андрианова. Она добавила, что программе будут задействованы средства как из федерального бюджета, так и средства субъектов. «Многие регионы уже активно вкладывают в эту системы средства и создают ее», — пояснила Андрианова.
Год назад источник РИА «Новости» в мэрии Москвы заявил, что на внедрение системы-112 в столице будет истрачено 230 млн рублей. А в 2007 году информационные агентства сообщили со ссылкой на главу МЧС, что из федерального бюджета на введение номера 112 по всей стране будет выделено 5 млрд рублей.
Когда именно жители всей России в чрезвычайных ситуациях смогут набрать 112 — неизвестно.
«Мы надеемся, что в ближайшие несколько лет внедрение системы-112 будет завершено», — сказала Андрианова.