В пятницу суд приступил к рассмотрению по существу уголовного дела против музыкального критика Артемия Троицкого. Дело было возбуждено по частному заявлению бывшего майора ГИБДД Николая Хованского.
По мнению экс-командира 3-го отдела ГИБДД ЮЗАО, критик оскорбил его во время концерта группы ДДТ в клубе Arena Moscow в ноябре 2010 года.
Концерт был посвящен последнему в истории страны Дню милиции. Между песнями лидер ДДТ Юрий Шевчук и Троицкий устроили церемонию награждения милиционеров, которые за прошедший год, как заявил критик, «проявили себя с самой поганой точки зрения». В список награжденных попал и Хованский. Со сцены Троицкий продемонстрировал публике «награду» экс-майора – копилку в виде милиционера с большими карманами на штанах. Награду Троицкий назвал «Свинья-мент-копилка».
Как пояснили организаторы, Хованский получил антипремию за свое поведение после ДТП на Ленинском проспекте в феврале 2010 года: тогда служебный Mercedes S-500 вице-президента «ЛУКойла» Анатолия Баркова столкнулся с Citroen C3.
За рулем Citroen находилась жительница Московской области Ольга Александрина. И она, и ее пассажирка, заслуженный врач России, профессор Вера Сидельникова, погибли после столкновения.
В этот же день на месте происшествия, до проведения каких-либо экспертиз, Хованский заявил журналистам, что виновником аварии была Александрина. В СМИ и блогосфере разразился скандал. Руководство ГИБДД заявило, что, когда Хованский давал телеканалам комментарий, он дорабатывал в инспекции последние дни, потому что непосредственно накануне ДТП подал рапорт об увольнении.
Через месяц после вручения антипремии Хованский, вышедший на пенсию, потребовал у Троицкого извинений. Не получив их, бывший милиционер подал против критика гражданский иск — и выиграл его. За оскорбительную, по мнению экс-милиционера, «награду» и слова Троицкого при ее вручении Хованский отсудил у музыкального критика 130 тысяч рублей. Через несколько дней после решения Гагаринского суда он подал частное заявление о возбуждении против Троицкого уголовного дела по ч. 2 ст. 130 УК (публичное оскорбление), которое было удовлетворено.
Заседания несколько раз переносились, в пятницу процесс, наконец, стартовал.
«Помощницы судей – такие фактурные девушки. Вот в Гагаринском суде тоже красавица была», — перед заседанием делился с журналистами впечатлениями от российского правосудия Троицкий.
(В Гагаринском районном суде критик был накануне: там сейчас рассматривается иск о защите чести и достоинства музыканта Вадима Самойлова, которого в эфире РЕН-ТВ Троицкий назвал «дрессированным пуделем при Суркове»).
Перед залом 345-го мирового суда критик вспоминал, что во время вручения премии, которую Хованский счел возмутительной, он говорил со сцены про «оборотня в погонах» и «ментов». «Но «оборотень в погонах» квалифицирует род занятий, это устойчивое выражение, которое употребляют все журналисты. «Мент» — тоже общепринятое слово, у нас сериалы с фильмами так называются», — рассуждал Троицкий.
Николай Хованский пришел в суд в брючной паре и розовой рубашке. Он признался, что судебные разбирательства его измотали, но, тем не менее, заявил судье, что на мировую идти не намерен.
По словам Хованского, он узнал, кто такой Артемий Троицкий, в прошлом ноябре и с тех пор внимательно следит за его деятельностью. «Я отслеживаю все высказывания Артемия Кивовича: никакого понимания, даже больше», — жаловался он. Адвокат экс-милиционера добавил к словам своего клиента, что, по его мнению, «тяжесть совершенного преступления ответчик не осознал».
Затем суд рассмотрел процессуальные вопросы: о допросе свидетелей, о запросе дополнительных данных (в частности, характеристики Хованского с бывшего места работы), о возможности показа видеоролика с вручения антипремии в зале суда. Адвокат Троицкого Ирина Хрунова заявила ходатайство о вызове в суд шести свидетелей, в том числе главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова, главы Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, отца Александриной Сергея Александрина и лидера ДДТ Юрия Шевчука. Сторона Хованского выступила против вызова пятерых из шести свидетелей защиты. «Кто такой?» — спросил адвокат Андрей Сенюков про Муратова. Канаева, признался юрист, он знает, но только по интернету.
Единственным, кому обрадовались и Хованский, и Сенюков, оказался Юрий Шевчук.
«Мы сами его поклонники и хотим его видеть, — пояснил адвокат. – Но он все-таки человек занятой» (Кстати, Шевчук был свидетелем по гражданскому иску Хованского).
Судья удовлетворила ходатайство о вызове в суд всех шести свидетелей. Повестки им должна передать сторона Троицкого.
Следующее заседание, на котором, предположительно, выступят свидетели, было назначено на 11.00 6 июня. Суду продемонстрируют два видео: запись с вручения премии и интервью Хованского в день ДТП каналам РЕН-ТВ и «Вести-24».
Сам Хованский был готов дать показания в пятницу, но его отговорил адвокат. В результате после заседания экс-милиционер выступил с речью перед журналистами. Он напомнил, что никаких взысканий от начальства не получал, но Троицкий не сделал из этого никаких выводов.
Хованский считает, что давал интервью телеканалам в день ДТП «как специалист, 25 лет простоявший на дороге».
«Я был вроде пресс-секретарем батальона, часто давал интервью. Говорил без всякой задней мысли, что могут быть последствия», — вспоминал он события февраля 2010 года. Троицкий, по мнению Хованского, продолжает его оскорблять и после вручения премии, а в одном из интервью даже успел оскорбить его адвоката. «Идет стебание, в прямом смысле. Господин Троицкий – публичный человек и журналист, он преподает в МГУ. А его высказывания сродни высказываниям пастухов», — сетовал пенсионер. За свои слова, уверен Хованский, Троицкий должен нести ответ: «Это по-русски. Это правильно. Это нормально».
Экс-милиционер пожаловался, что на памятном концерте была его дочь: «Она тоже поклонница Шевчука и пришла на него, а не на Троицкого. На него никто не приходил».
По мнению Хованского, Троицкий «протащил на концерт» и певца Noise MC, который исполнил нашумевшую песню «Мерседес S666», посвященную аварии на Ленинском проспекте. «Песня неудачна. И даже если подходить к ней с церковной точки зрения: там упоминаются цифры 666 и ад», — попробовал себя в роли музыкального критика Хованский.
«Я хочу справедливости — и только, — объяснил заявление о возбуждении уголовного дела экс-милиционер. – Тут и слова о сотруднике милиции, о его чести. Он пребывает 24 часа в агрессивной форме, постоянно в напряжении. Я за годы работы слышал столько благодарностей, сколько господин Троицкий не слышал за всю свою жизнь. Но слышал и оскорбления. Если бы Троицкий подошел и лично сказал мне, что он думает, мы бы это обсудили. Но он сделал это публично».
Хованский напомнил также, что выигранные в суде у Троицкого деньги собирается отдать дочке погибшей Ольги Александриной, которая осталась сиротой после ДТП.