Во вторник Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) огласил решение по делу «Сутягин против России». Жалоба российского ученого Игоря Сутягина, осужденного в 2004 году на 15 лет колонии строгого режима за шпионаж, была зарегистрирована в ЕСПЧ еще в июле 2002 года. В 2008 году Страсбургский суд принял ее к рассмотрению.
Изначально жалоба была подана на недопустимо долгий срок предварительного заключения Сутягина и следствия, но во время ее рассмотрения список нарушенных Россией статей Европейской конвенции по правам человека расширился.
Как говорится в решении суда, опубликованном на его официальном сайте, Игорь Сутягин, после того как его задержали сотрудники ФСБ, находился под арестом с 1999 года. Изначально ему были предъявлены обвинения в разглашении государственной тайны. В правоохранительных органах считали, что ученый незаконно передавал британской фирме Alternative Future, учредителем которой являлись агенты ЦРУ под прикрытием, информацию о российской военной технике. Секретными, в частности, были названы сведения о самолете МиГ-29 СМТ и подлодке «Гепард».
Сам Сутягин неоднократно заявлял, что эта информация была взята из открытых источников, в том числе и из российских СМИ, и свою вину отрицал. Например, статья с интервью генерального конструктора конструкторского бюро «МиГ» Михаила Корнукова появилась в «Вестнике воздушного флота» в 1998 году, в ней шла речь об истребителе МиГ-29 СМТ. Спустя два месяца новый МиГ был показан на авиационной выставке в Берлине. Еще через год Сутягин показал эту статью представителям Alternative Future. Материал о новой подлодке «Гепард» был опубликован в 1999 году журнале «Красная звезда». В статье о технике рассказывали капитан I ранга Гундаров и академик Шахиджанян. Но и эту информацию обвинение посчитало секретной. Вопреки протестам адвокатов Сутягина, заявлявших, что в его действиях вообще нет состава преступления, статью Уголовного кодекса, вменяемую ученому, изменили на 275-ю (государственная измена). После этого дело несколько раз возвращалось на доследование, а рассматривать его по существу Мосгорсуд начал только в 2003 году. Год спустя на основании вердикта присяжных Сутягина приговорили к 15 годам лишения свободы.
Таким образом, считают в ЕСПЧ, были нарушены права Сутягина на свободу выражения мнения, беспристрастность судебного разбирательства и на наказание, основанное исключительно на законе. За это, как постановил Страсбургский суд, российские власти обязаны выплатить ученому компенсацию в размере 20 тысяч евро.
Кроме того, как сообщила «Газете.Ru» адвокат Сутягина Анна Ставицкая, если за три месяца российская сторона не обжалует решение Евросуда и оно вступит в силу, ученый вправе рассчитывать на отмену приговора и пересмотр своего уголовного дела.
«Это решение является причиной для отмены приговора. Мы планируем написать соответствующую бумагу в Верховный суд, который должен выносить представление об отмене вердикта. Правда, я сомневаюсь, что Россия не обжалует этот приговор», — сказала Ставицкая. Впрочем, по ее прогнозам, решение ЕСПЧ должно устоять. «Более того, Сутягин, когда его меняли на российских шпионов, уведомил об этом Страсбургский суд, это было принято во внимание», — добавила адвокат. Сутягин оказался в числе осужденных, которых в июле 2010 года обменяли на провалившихся в США «русских шпионов». Вместе с Сутягиным американской стороне передали еще троих россиян, осужденных за шпионаж и измену родине, – Сергея Скрипаля, Александра Запорожского и Геннадия Василенко. Вашингтон, в свою очередь, передал Москве десятерых задержанных по так называемому шпионскому делу, в том числе Анну Чапман.
Перед обменом Сутягину, как и остальным обмененным на «русских шпионов», пришлось официально признать свою вину, чтобы впоследствии получить помилование президента. Правда, как только ученый оказался в Великобритании, куда его доставили после обмена, он сразу же заявил, что признал вину лишь на бумаге. «Он уведомил об этом и Страсбургский суд, подробно рассказав, что ему пришлось подписывать бумаги и признать свою вину. Суд, разобравшись, все равно пришел к выводу, что Игорь не утратил статус жертвы, а вину признал вынужденно», — говорит Ставицкая.
По ее словам, если приговор Сутягину в итоге будет отменен, ученый собирается вернуться в Россию.
Сейчас он живет в Лондоне, где пытается найти постоянную работу и, как говорит его адвокат, «очень хочет домой». «Но родственники Игоря его отговаривают. Я считаю, что оснований для его преследования нет, но безопасность ему гарантировать все равно нельзя», — сказала Ставицкая.