В 11.00 среды Тверской районный суд Москвы рассмотрит ходатайство сотрудника Следственного комитета (СК) при МВД Олега Сильченко об аресте юриста фонда Hermitage Capital Ивана Черкасова. Он вместе с умершим в СИЗО Сергеем Магнитским заявлял о причастности ряда сотрудников правоохранительных и налоговых органов, среди которых упоминался и следователь Сильченко, к хищению из российского бюджета 5,4 млрд рублей.
В ответ, как считают коллеги Магнитского и Черкасова, против них в 2007 году было сфабриковано уголовное дело о неуплате налогов. К тому моменту Черкасов уже год как жил в Великобритании, а Магнитский, оставшийся в России, в 2008 году оказался под арестом.
Глава ООО «Камея» Черкасов, как считает СК при МВД, уклонялся от уплаты налога на прибыль компании на сумму более 2 млрд рублей. ООО «Камея», сообщал ранее фонд Hermitage Group, «принадлежит крупному международному инвестору, консультируемому Hermitage Capital».
О том, что Черкасову грозит заочный арест, адвокаты фонда говорили еще в конце марта со ссылкой на ходатайство следователя. Но тогда эту информацию не подтвердили в СК МВД. Через полтора месяца, как рассказали «Газете.Ru» представители фонда Hermitage Capital, о том, что следователь Сильченко в среду будет добиваться заочного ареста Черкасова, коллеги юриста снова узнали из телефонограммы, пришедшей к ним из СК при МВД. «Никаких официальных причин этого решения в телефонограмме названо не было», — сказали в фонде. По словам представителей Hermitage Capital, с момента возбуждения против Черкасова, живущего в Лондоне, уголовного дела никаких следственных действий с ним не проводилось. Официально в СК снова не прокомментировали информацию об аресте, но подтвердили, что сотрудники комитета «проводят предварительное расследование по данному уголовному делу».
«Мы полагаем, что следствие предприняло этот шаг как реакцию на активные жалобы фонда Hermitage. В частности, на возбуждение уголовного дела в Швейцарии по факту отмывания денег, украденных из российского бюджета коррумпированными российскими чиновниками из МВД и ИФНС № 28 и № 25», — заявили в фонде.
Швейцарская прокуратура возбудила уголовное дело по факту отмывания денег через местные банки «неустановленными лицами» на основании жалоб сотрудников фонда 21 апреля.
Коллеги Магнитского заявляли, что главными подозреваемыми по этому делу должны стать экс-глава 28-й налоговой инспекции Москвы Ольга Степанова и ее супруг Владлен. Представители Hermitage Capital утверждали, что, хотя официальный совокупный годовой доход Степановых с 2007 года составил около $38 тысяч, на деле пара обогатилась еще на $39 миллионов, не задекларировав эти средства в России. По мнению представителей Hermitage Capital, Степанова незаконно в конце декабря 2007 года одобрила возврат 5,4 млрд рублей из госбюджета как якобы переплаченных в 2006 году компаниями инвестфонда в виде налога на прибыль. Эти деньги, правда, были перечислены на счета третьих лиц — ООО «Махаон», возглавляемого Вячеславом Хлебниковым, и ООО «Парфенион» Виктора Маркелова. Сейчас они отбывают срок за хищение бюджетных средств, а Степановой, утверждают коллеги Магнитского, удалось избежать уголовного преследования из-за сговора с некоторыми сотрудниками МВД. Магнитский, говорят в Hermitage Capital, в 2007 году вскрыл возможные злоупотребления со стороны сотрудников ФНС и после этого оказался за решеткой. Следствие решило, что аферу совершил сам юрист, придумавший схему ухода от налогов. Вместе с ним по делу проходили гендиректор инвестиционной компании ООО «Рилэнд» Валерий Курочкин и Октай Гасанов, которого в правоохранительных органах называют «представителем криминалитета». Других подозреваемых, говорили в Следственном комитете (СК), в деле не появится.
«Обществу и следственным органам представлены документальные свидетельства обогащения чиновников. Именно эти чиновники были уличены Сергеем Магнитским, и именно как часть этого хищения коррумпированными сотрудниками МВД был изначально сфабриковано мое уголовное дело и организовано мое незаконное уголовное преследование», — цитируют представители Hermitage Capital Ивана Черкасова.
По их мнению, если ходатайство о заочном аресте и будет удовлетворено, что автоматически лишит Черкасова возможности вернуться в Россию, то никаких других подвижек в его деле не будет.
В фонде напомнили, что в августе 2008 года следователь Сильченко пытался отстранить от дела адвоката Черкасова Александра Антипова. В СК при МВД объявили письменное объяснение Черкасова, отказавшегося приезжать в Россию, фальшивкой. По мнению Сильченко, непосредственное участие в подделке документа принимал Антипов, в связи с чем его следовало отстранить от работы. После того как коллеги Черкасова направили ряд жалоб в Генпрокуратуру, в СК признали, что Сильченко ошибся, и отказались от претензий. Правда, сразу после этого скандала глава адвокатской палаты Москвы Генри Резник направил руководителю СК при МВД Алексею Аничину и генеральному прокурору России Юрию Чайке заявление, в котором повторно потребовал привлечь Сильченко к уголовной ответственности. Это письмо, впрочем, так и осталось без ответа.