С 2012 года ЕГЭ по математике будет сдаваться на двух уровнях — базовом и профильном. Также не исключена возможность введения двухуровневого ЕГЭ и по русскому языку. Об этом сообщили в четверг на «круглом столе», в котором участвовали представители разработчиков контрольно-измерительных материалов (КИМ) по математике, Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), Российской академии образования (РАО) и администраций школ.
«Пока что один и тот же экзамен должен сдавать выпускник, который собирается на мехмат МГУ, и тот, кто выбрал гуманитарный профиль. Но для разных уровней нужны задачи с разными правилами игры, и все это понимают. Одна из задач — создание профильного уровня. По планам с будущего года он должен быть введен», — сообщил председатель научно-методического совета по математике, член-корреспондент РАН, академик РАО Алексей Семенов.
Протестируют новую схему уже в этом году.
«В этом году часть регионов уже сдает экзамен по перспективной модели, в которой заложены базовый и профильный уровень», — пояснил руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по математике 2011—2012 годов Иван Ященко.
Кроме того, разработчики ЕГЭ в ближайшем будущем планируют использовать при сдаче госэкзамена компьютеров. Пока речь идет о ЕГЭ по информатике, но не исключено, что пользоваться компьютером в ближайшем будущем разрешат и при сдаче единого госэкзамена по другим дисциплинам. «Мы прорабатываем этот вопрос», — сказал директор Федерального института педагогических измерений Андрей Ершов. По его словам, начать применение компьютеров при сдаче ЕГЭ планируется с 2013 года, и до этого времени специалисты должны убедиться, что все регионы будут технически готовы к подобным нововведениям.
В целом же, как подчеркнули участники дискуссии, никаких значительных изменений в процедуре и порядке сдачи ЕГЭ по математике в этом году не произойдет, хотя небольшие корректировки по сравнению с предыдущим годом все же есть.
«В этом году расширился класс прототипов задания, в первую очередь по геометрии. Упрощены задания С1: если в 2010 году полная задача была на систему уравнений, то теперь там осталось одно уравнение. Задача С5 теперь одна из более сложных, на систему уравнений. Кроме того, мы постарались чуть-чуть разгрузить арифметический компонент: числа будут покороче», — пояснил суть изменений Ященко.
Говоря об анализе результатов ЕГЭ по математике прошлого года, эксперты сообщили, что хуже всего выпускники справляются с решением практических задач. «Выпускники не могут выяснить, сколько стоит билет с 50-процентной скидкой или какое наибольшее количество сырков по 7 рублей можно купить на 60 рублей», — рассказал глава комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по математике. Причиной, по его мнению, является неумение старшеклассников прочитать условия задачи и правильно их понять и интерпретировать. 25% ошибок, говорит он, были связаны именно с неправильной трактовкой условий.
«Это повод задуматься о том, что существенная часть математического образования — это в некотором смысле профанация, когда ребенку, не владеющему азами, «втюхивали» якобы математический анализ и изображали процесс обучения, а потом изображали экзамен», — добавил Ященко.
Кроме того, много ошибок сдающие ЕГЭ допускают при арифметических вычислениях с отрицательными числами — примерно 20%. «Многие выпускники элементарно не умеют считать без калькулятора, — сетует академик Семенов. — Мы наблюдаем проблемы начальной школы — с 1-го по 6-й класс. Важно, чтобы дети умели считать — в уме или на бумажке, как угодно. Понятно, что калькулятор в конце концов придет на экзамен, но это произойдет не сейчас».
По словам Ященко, условно можно поделить выпускников на «сильных» и «слабых», и для каждой группы требуется совершенно разная стратегия подготовки.
Для тех, кому не особенно хорошо давалась в школе математика, самый неправильный подход — в последний месяц перед экзаменом бессистемно решать «тренировочные» варианты. «Нужно заниматься более целевым образом и совершенствовать то, что хоть как-то получается. Лучше поднять процент выполнения понятной задачи с 70 до 90, чем какой-то другой с нуля до 20», — советует он. Сильным выпускникам подойдет совершенно противоположная стратегия: нужно, наоборот, ликвидировать существующие пробелы.
«Не нужно спешить, времени очень много. Количество заданий по сравнению с 2009 годом существенно сокращено: тогда их было 26, а сейчас осталось 18», — напомнил Семенов. По его мнению, надо тратить время на проверку: умение находить ошибки — это важный навык выпускника: «Важно не потерять балл на той задаче, которую ты уже решил».
Участники «круглого стола» еще раз напомнили, что тестовые задачи выложены в открытом доступе на сайтах ФИПИ и официальном информационном портале единого государственного экзамена, но предупредили, что это лишь прототипы и на реальных экзаменах числа в задачах и примерах будут изменены.