В четверг Генпрокуратура отправила в отставку руководителей прокуратуры Подмосковья, имена которых фигурировали в скандале с подпольными казино. «Прокурор Московской области Александр Мохов освобожден от занимаемой должности. Его первый заместитель Александр Игнатенко и начальник управления областной прокуратуры по надзору за процессуальной деятельностью в органах следственного комитета Дмитрий Урумов уволены из органов прокуратуры за нарушение присяги прокурора», — говорится в сообщении Генпрокуратуры. Таким образом, Игнатенко и Урумов больше в прокуратуре работать не смогут. Мохов в перспективе может занять другую прокурорскую должность. По словам источников «Газеты.Ru», Мохов «пойдет на понижение» — его переведут в одну из межрегиональных прокуратур на должность заместителя.
Решение в Генпрокуратуре приняли после завершения внутренней служебной проверки сотрудников, длившейся почти два месяца. Коллеги областных прокуроров проверяли, причастны ли те к крышеванию подпольного игорного бизнеса в 15 городах Подмосковья.
Следственный комитет (СК) лишь косвенно обвинял прокуроров в связях с предполагаемым организатором нелегального игорного бизнеса Иваном Назаровым, который сейчас находится в СИЗО «Лефортово»: в уголовных делах имена прокуроров не фигурировали. В сообщениях СК говорилось, что они находились «в дружеских отношениях» с бизнесменом и ездили за его счет на отдых. Также СК проверял, законно ли Красногорская администрация выделяла земельные участки дачному обществу «Силанс», членом которого в определенное время являлся Игнатенко.
В скандале оказались замешаны еще нескольких районных подмосковных прокуроров. Практически все они за «неформальное общение» с Назаровым, «личность которого неоднократно негативным образом упоминалась в СМИ», получили либо уведомление о служебном несоответствии, либо выговор. Но с решением касательно трех высокопоставленных фигур — Мохова, Игнатенко и Урумова — Генпрокуратура медлила.
Ведомство отправило прокуроров в отставку спустя две недели после закрытой встречи генпрокурора Юрия Чайки и главы СК Александра Бастрыкина с президентом России.
По неофициальным данным, перед этим Чайка встретился с премьер-министром Владимиром Путиным. Обе встречи, по данным источников «Газеты.Ru», были посвящены межведомственному конфликту, который приобрел «личностный характер».
Впрочем, по мнению депутата Госдумы Александра Хинштейна, прокуроры лишились бы своих должностей в любом случае, и разговор с президентом не имеет к этому отношения.
«Если бы это было связано со встречей с Медведевым, отставки произошли бы сразу, а не через две недели», — говорит он. «Прямых доказательств против прокуроров не было, но тут в любом случае есть нарушение прокурорской этики: нельзя проводить время с сомнительными бизнесменами вроде Назарова», — считает он. То, что решение относительно руководства областной прокуратуры принималось долго, депутат объясняет тем, что Генпрокуратура «оказалась в сложном положении». «У прокуратуры не было никаких материалов. Даже изъятые при обысках фотографии Игнатенко с Назаровым в Генпрокуратуру не поступили. Такое впечатление, что задача у следствия стояла не защитить закон, а придать дело огласке. Увольнять подчиненных без доказательств — так тоже нельзя. Чайке нужно было разобраться, на это и ушло время», — говорит Хинштейн.
С кандидатурой на освободившуюся должность прокурора Подмосковья Генпрокуратура уже определилась: ведомство внесло кандидатуру начальника управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Александра Аникина.
Утвердить кандидатуру должна Московская областная дума. Если областной парламент ее одобрит, Юрий Чайка подпишет приказ о назначении Аникина.
До того как прийти в центральный аппарат Генпрокуратуры, 51-летний Аникин был прокурором сначала Тверской области, затем Приморского края. Во время его работы в Твери фигурантами уголовных дел оказались бывший губернатор области Владимир Платов, его замы и мэр столицы региона Олег Лебедев. В 2003 году Платов был обвинен в хищении облигаций Тверской области на общую сумму 474 млн рублей. В 2005 году Таганский суд Москвы приговорил экс-губернатора и его зама к пяти и четырем годам лишения свободы соответственно. После этого Аникина перевели в прокуратуру Приморского края. Его предшественник на этой должности Валерий Василенко ушел на пенсию, но неофициально его увольнение связывали с инцидентом в прокуратуре Ленинского района Владивостока, когда бывший сотрудник ведомства расстрелял четверых своих коллег.
На первой же встрече с приморскими журналистами Аникин объявил, что будет уделять особенное внимание борьбе с коррупцией, а «неприкасаемых лиц для прокуратуры нет», пообещав ряд громких разоблачений.
В подтверждение этих слов Аникин возбудил уголовное дело против главы Дальневосточного таможенного управления Эрнеста Бахшецяна, мэра Владивостока Владимира Николаева, вице-губернатора Приморья Александра Шишкина и его предшественника на этой должности Бориса Гельцера.
В 2007 году в Генпрокуратуре было создано управление по борьбе с коррупцией, и Юрий Чайка назначил Аникина его руководителем. Как рассказывали СМИ коллеги Аникина, еще во время работы в Приморье он неоднократно просил перевести его в любой другой регион, в том числе из-за того, что ему не нравился местный климат. В Генпрокуратуре, от которой тогда уже отделился Следственный комитет, Аникин таких громких уголовных дел не вел, а выступал с законодательными инициативами. В частности, прокурор предлагал принять закон, позволяющий наказывать чиновников за неэффективную трату средств из госбюджета, а также предлагал лишать вузы и колледжи госаккредитации, если те не пройдут аттестацию.
Хинштейн называет Аникина «человеком, известным в прокурорской системе, достаточно принципиальным». «У него большой опыт, и он не работал в Подмосковье, не имеет там связей», — говорит депутат.
По мнению Хинштейна, в случае если кандидатура Аникина будет утверждена, на своем месте не удержится глава подмосковного ГСУ СК Андрей Марков, на которого ранее жаловалась прокуратура.
Имя Маркова всплывало в деле экс-замначальника управления Генпрокуратуры в Южном федеральном округе (ЮФО) Сергея Абросимова, возбужденном по заявлению главы Серпуховского района Александра Шестуна. Районный чиновник заявлял, что Абросимов вымогает у него деньги, которые, по некоторым данным, должны были пойти именно Маркову.
Сам Шестун, неоднократно пытавшийся возбудить уголовные дела против подмосковных прокуроров, в том числе уволенных Игнатенко и Урумова, считает, что Аникину, несмотря на его заслуги, в Подмосковье «будет непросто». «Все фигурировавшие в скандале районные прокуроры пока остались на своих местах, есть подмосковный СК и так далее. Ему нужно будет действовать серьезно», — говорит чиновник.