В городе Балтийске Калининградской области вынесен приговор по делу о взрыве на СТК (сухогрузный теплоход каботажный) «Енисей», в результате чего 10 человек погибли, еще трое получили тяжелые увечья. На скамье подсудимых оказались два работника 33-го судоремонтного завода, в доке которого стоял на ремонте «Енисей»: начальник докового производства 54-летний Виктор Омельяненко и мастер производственного участка 48-летний Геннадий Калашников.
Суд приговорил Калашникова к 5 годам лишения свободы, а Омельяненко к 4,5 годам лишения свободы.
Кроме того, с самого заводоуправления взыскано около 20 млн рублей. Из них 8,8 млн рублей в качестве компенсации морального вреда в пользу родственников погибших, а 11,8 млн рублей в пользу владельца теплохода, петербургской компании «Енэкс», в качестве возмещения имущественного ущерба.
Суд согласился с выводами следствия о том, что взрыв произошёл из-за воспламенения образовавшейся в топливной цистерне судна опасной концентрации паровоздушной смеси.
«В нарушение инструкций «Енисей» был поставлен на плановый ремонт с остатками топлива в цистернах, — заявил на суде представитель прокуратуры. – И, хотя позже горючее слили, концентрация паров в емкостях оставалась очень высокой. В 13.30 при зачистке днища в одной из цистерн от случайной искры произошло воспламенение, а затем взрыв».
С начала расследования Виктор Омельяненко и Геннадий Калашников находились под подпиской о невыезде и были взяты под стражу прямо в зале суда после оглашения приговора.
Своей вины докеры не признали, заявив на суде, что возникновению и развитию аварии способствовало грубейшее нарушение техники безопасности самим экипажем судна.
Взрыв в кормовом отделении теплохода «Енисей» в Балтийске прогремел 5 июня 2008 года. Несмотря на режимность судоремонтного завода, военным не удалось скрыть от общественности масштабы трагедии. Как рассказали очевидцы, над плавучим доком вначале взметнулся столб пламени, а затем место ЧП окутало клубами чёрного дыма. Прибывшим тележурналистам федеральных каналов осталось только поставить штативы камер на набережной Петра Первого и снимать пожар. Пожар удалось ликвидировать только к девяти часам вечера.
Прибывший на следующий день в Балтийск главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий заявил журналистам, что «трагедия на «Енисее» произошла бы в любом случае, если не 5 июня, то 6-го или 7-го».
«Основа всего — грубейшее нарушение техники безопасности и полная безответственность», — сказал главком.
При взрыве и последовавшем за ним пожаре погибли 10 человек (всего же на борту в момент взрыва находились около 50 человек).
Среди жертв были как сотрудники 33-го завода — маляры Сергей Логвиненков, Игорь Киселев, Александр Еникеев, слесари-трубопроводчики Александр Бобрик, Тимур Калашников, Сергей Светлица, газоэлектросварщик Василий Маньковский, так и члены экипажа «Енисея» — второй механик Николай Малыгин из Астрахани, третий механик Тарлан Закаряев из Нижнего Новгорода и сотрудник петербургского судоремонтного предприятия «Нордвег» Алексей Шерстнев. Старший механик «Енисея» Михаил Бояринцев и два рабочих завода — Игорь Кравченко и Александр Дмитренко — получили серьезные ожоги.
В связи со взрывом на теплоходе три офицера ВМФ были предупреждены о неполном служебном соответствии, а директор 33-го завода Владимир Лукашев уволен.