Во вторник стало известно о завершении переговоров между авиакомпанией «Аэрофлот» и представителями пассажиров, которые не смогли улететь из-за массовых задержек рейсов в конце декабря 2010 года, а затем подали иски о возмещении ущерба. Тогда ледяной дождь, обрушившийся на Москву и область, привел к коллапсу в столичных аэропортах Шереметьево и Домодедово.
«Соглашение достигнуто», — подтвердила «Газете.Ru» руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг.
Вместе с тем она напомнила, что речь идет только о конкретной группе пассажиров, интересы которой представляет столичный адвокат Сергей Жорин. «Мы и раньше выплачивали компенсации, и продолжаем это делать сейчас — в виде ваучеров, эквивалентных стоимости билетов в один конец», — пояснила Данненберг.
Адвокат Жорин отметил, что ранее были поданы 50 исков от пассажиров к авиакомпании на общую сумму в 10 млн рублей. Теперь эти иски будут отозваны, добавил защитник.
По словам юриста, суммы выплат будут держаться в секрете, как это было заявлено в условиях соглашения. Однако известно, что это будет разные суммы.
Первоначально «Аэрофлот» предлагал пассажирам ваучер, эквивалентный стоимости авиабилета по направлению, куда должен был лететь пассажир, но только в один конец. Однако пассажиры отказались от предложения авиакомпании.
«Мы с самого начала отказывались соглашаться на равные компенсации, — сообщил «Газете.Ru» Жорин. — У всех пассажиров своя история и свои потери. Кто-то летел на отдых, кто-то — на лечение в другую страну. Кто-то возвращался домой из Москвы, пройдя здесь лечение, и задержка в аэропорту свела на нет положительный эффект от операции. Были люди, которые ехали на похороны и везли «груз-200». Причем этот груз был отправлен в другой город более ранним рейсом, но встретить его в аэропорту было некому».
После первого этапа переговоров «Аэрофлот» согласился на индивидуальный подход к выплате компенсаций.
Вторым этапом стала разработка соглашения о порядке и размере компенсаций пассажирам. «Условия, которые предложил «Аэрофлот» в завершающей стадии переговоров, полностью устроили пострадавших пассажиров, которые, в свою очередь, отказываются от дальнейших претензий к авиаперевозчику», — сказал Жорин.
По словам адвоката, пассажиры могут получить компенсации уже до конца этой недели.
Сколько всего пассажиров пришлось представлять адвокату, Жорин отказывается говорить, однако ранее он говорил в интервью о 500 пассажирах. «Сначала ко мне обратились мои знакомые, потом стали появляться еще люди, — пояснил адвокат. — Мы держали открытым список до 1 февраля, а потом решили, что хватит».
Защитник выразил благодарность сотрудникам авиакомпании, пояснив, что из-за огромного количества пострадавших, с которыми надо согласовывать предлагаемые условия, процесс постоянно тормозился. По его словам, с заявителями также работали все сотрудники его адвокатской палаты. На вопрос, возьмется ли он защищать других пострадавших, адвокат сказал: «Нет».
Всего из-за коллапса в столичных аэропортах вовремя не смогли улететь около 11 тыс. пассажиров.
Помимо «Аэрофлота» вопрос с компенсациями уже решила авиакомпания «Трансаэро». В конце января она распространила информацию об удовлетворении 115 заявлений потерпевших о выплате компенсаций на общую сумму 1,4 млн рублей.
Жорин добавил, что пассажиры этих двух компаний составили 90% всех обратившихся к нему. «Остались пассажиры нескольких авиакомпаний, и следующая цель — это компания «Иберия», там достаточно приличная сумма. И все, мы закроем этот вопрос», — говорит защитник.
Ледяной дождь, прошедший в столичном регионе в конце декабря, привел к сильному обледенению проводов и их обрыву. В итоге 26 декабря из-за аварии было прервано энергоснабжение в Домодедово. К нормальному расписанию аэропорт смог вернуться только 29 декабря. Задержки рейсов были зафиксированы в Шереметьево: в частности, рейсы «Аэрофлота», как заявили тогда в авиакомпании, откладывались из-за того, что у компании закончилась противообледенительная жидкость для обработки самолетов.