Членов радикальной арт-группы «Война» Олега Воротникова, Наталью Сокол и Леонида Николаева по кличе Леня Е*нутый задержали в четверг во время акции «Стратегии-31» в Санкт-Петербурге. Как рассказал «Газете.Ru» Воротников, на акцию на Невском проспекте он пришел вместе с полуторагодовалым сыном Каспером. «На Невском человек 12 омоновцев обступили нас и забрали у меня сына, начали возить меня мордой по асфальту, а потом швырнули в автозак и повезли в отделение», — сказал участник арт-группы. По словам адвоката правозащитной организации «Агора» Дмитрия Динзе, представляющего интересы художников, Воротникова отвезли в 28-е отделение милиции, а Сокол и Николаева в 78-е ОВД.
«Николаева я вызволял из ОВД до пяти утра. Когда я приехал к отделению, мне сказали, что пустить меня в него не могут, так как личности задержанных не оформлены, а на мое предложение зайти и самому указать на моего подзащитного милиционеры ответили отказом», — сообщил Динзе «Газете.Ru».
По словам адвоката, он пять раз звонил в службу 02, где обещали выслать к 78-му ОВД наряд, но во время последней беседы операторы сообщили, что ничего сделать не могут и обращаться за помощью нужно в РУВД Центрального района города.
В это время в 28-м отделении милиции у Воротникова отобрали ребенка, а когда художник начал протестовать, избили. «У меня просто вырвали Каспера из рук и выставили меня в коридор. Там мне начали заламывать руки, били по голове, пытались сломать нос», — утверждает активист. Сразу после этого Динзе выехал к Воротникову. «Там мы оформили протокол об административном правонарушении – неповиновении сотруднику милиции. После Олега отпустили ждать суда, и мы с ним поехали на медосвидетельствование», — сказал адвокат, добавив, что «выглядит Воротников, мягко говоря, неважно». Леонид Николаев и Наталья Сокол, по данным на 15.00 пятницы, так и не были отпущены из ОВД. Когда к ним вернулся Динзе, его снова отказались пускать к подзащитным.
Ребенка Воротникову вскоре удалось забрать. Как выяснилось, из ОВД его перевезли в хирургическое отделение ближайшей больницы (им. Раухаса), где зарегистрировали как «неизвестного».
«Я потом просто приехал и забрал его», — сказал Воротников.
В течение дня активистам предстоит явиться в мировые суды Санкт-Петербурга по обвинению в нарушении КоАП. Повлияет ли исход судебного заседания на пребывание активистов «Войны», отпущенных из СИЗО под залог после обвинения в хулиганстве, пока неясно. По мнению Динзе, даже если суды признают художников виновными в нарушении КоАП, в изолятор они не вернутся. «Не думаю, что это станет основанием. Сначала придется долго доказывать, что они пришли на акцию в качестве участников, что их задержали на законных основаниях и так далее, что у них был умысел на совершение противоправных действий. Не думаю, что следователи захотят в этом разбираться», — считает адвокат.
Проблемы теперь могут возникнуть у милиционеров.
В 78-е ОВД с проверкой собирается уполномоченный по правам человека Владимир Лукин.
Минувшей ночью он позвонил Динзе и попросил подробнее рассказать о ситуации в отделении. Глава фонда «Право ребенка» Борис Альтшуллер считает, что основанием для проверки может стать и история с отобранным у Воротникова ребенком. «В 1968 году Наталья Горбаневская ходила с ребенком на Красную площадь, и ничего Воротникову и Сокол грозить не может — это органы должны вести себя применительно к обстоятельствам. Какого черта они вообще бьют людей на несанкционированной акции, да еще и с детьми?» — сказал правозащитник «Газете.Ru». Тот факт, что милиционеры передали ребенка врачам, Альтшуллер, впрочем, считает похвальным: «Если мама и папа задержаны, то не бросать же его на произвол судьбы. Правда, если уж речь идет об административном правонарушении, почему бы не отпустить маму чисто по-человечески?».
Представитель управления информации и общественных связей ГУВД по СПб и ЛО Вячеслав Степченко, заявил «Газете.Ru», что никого из активистов «Войны» милиционеры не били.
«Практически вся история с «Войной» последних двух дней проходила под видеокамерами. У нас есть запись, как Сокол, когда находилась в отделе, набросилась на дежурного и пыталась ногтями вцепиться ему в лицо. У нас заснят Воротников в отделе без единого синяка и без единой шишки и еще много чего. Захотят обратиться в суд, пусть обращаются», — сказал он.
В аппарате Уполномоченного по правам ребенка в Петербурге Светланы Агапитовой коррепсонденту «Газеты.Ru» рассказали, что внимательно следят за судьбой сына Воротникова и Сокол. По словам представителей аппарата, по закону лишить родителей прав на ребенка можно по двум фактам - оставлении ребенка в опасности и ненадлежащем уходе за ним. Но доказать это, признают собеседники, очень сложно — органы опеки должны провести определенную работу, собрать информацию и выйти с ней в суд, который и принимает решение, если доказательства его удовлетворяют. В аппарате уполномоченного опасаются, что в случае в Воротниковым и Сокол одобную процедуру провести будет невозможно.