Во вторник правительство Москвы принято постановление, отменяющее процедуру согласования установки кондиционеров на фасадах многоквартирных домов (в первую очередь речь идет о сплит-системе, один из блоков которой крепится на внешней стене дома). По словам заммэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова, существующий порядок, при котором требуется сначала разработать проект установки системы и согласовать его с Москомархитектурой, а затем получить разрешение на производство работ в Мосжилинспекции, вызывал «недовольство населения». «Поэтому принято решение отказаться от согласования с органами исполнительной власти», — заявил он.
Кроме того, признался чиновник, в городе «не был достигнут желаемый результат, к которому мы стремились»: несмотря на запреты, «люди все равно ставят кондиционеры». Поэтому, по его словам, «не надо усложнять жизнь» и лучше вообще отменить любые согласования.
Подписавший постановление мэр Сергей Собянин с этим согласился, отметив лишь, что кондиционеры «должны соответствовать техническим требованиям, которые заложены в техническом паспорте». «То есть кондиционеры должны соответствовать существующим нормам и СНиПам, а жилинспекция должна проверять, насколько они соответствуют правилам и требованиям по шуму, воде и так далее?» — спросил он своего заместителя. «Абсолютно правильно», — ответил Бирюков.
Порядок, установленный принятым документом, не распространяется лишь на здания, фасады которых являются памятником старины, пояснил «Газете.Ru» пресс-секретарь Бирюкова Игорь Пергаменщик. Для таких домов в постановлении предусмотрены отдельные правила установки кондиционеров. Кстати, в первоначальном проекте постановления упрощение процедуры касалось и объектов культурного наследия. Однако против этого резко выступил департамент культурного наследия Москвы, ссылавшийся, кроме всего прочего, и на федеральные правовые акты.
В Мосжилинспекции, в обязанности которой входит контроль за установленными на стенах московских домов кондиционерами, во вторник документ не комментировали. «Мы пока не видели постановления и не знаем наверняка, что в нем прописано», — объяснила пресс-секретарь ведомства Татьяна Филиппова.
Между тем, по мнению источника «Газеты.Ru» в Мосжилинспекции, сложную и длительную процедуру согласования следовало упростить, но отменять ее совсем было нельзя. По его словам, предъявляемые к установке кондиционеров требования были справедливыми, а «накрутки» шли от посредников, где и оседала львиная доля заплаченных горожанами денег. «Сам проект стоит копейки, услуги проектировщика также сопоставимы со стоимостью оборудования и даже ниже», — рассказал он.
При этом, утверждает противник нового порядка, число выданных москвичам отказов было минимальным и после доработки забракованных проектов все они согласовывались.
Теперь же Москву ждут другие проблемы, предупреждает он. «Одни жалуются на сложности при установке кондиционеров, другие — на то, что они шумят и с них капает вода, — рассказал собеседник. — И теперь рост жалоб в Роспотребнадзор от соседей владельцев кондиционеров резко вырастет».
Кроме ограничений по отводу конденсата (чтобы не падал на тротуар и головы прохожих) при прежнем порядке предъявлялись и требования к крепежу системы, рассказал источник. Например, при обычном креплении держаться на выложенном плиткой фасаде кондиционер не будет и рухнет «сразу после того, как уйдет бригада монтажников». «Не дай бог, конечно, но боюсь, что теперь, при отсутствии контроля, именно так и будет», — считает он.
Напомним, что в той или иной степени процедура согласования установки кондиционеров в Москве существовала еще со времен Советского Союза. И за несанкционированные действия полагался штраф.
Действующий на сегодняшний день порядок был установлен в 2005 году. Постановлением правительства города монтаж кондиционеров в жилом помещении был признан его переустройством со всеми вытекающими из этого последствиями. В проекте следовало указать местоположение прибора, узлы его крепления к фасаду, схемы подключения электропитания и отведения конденсата, а право на разработку таких проектов получили лишь специализированные организации.
Затем этот проект рассматривался в Мосжилинспекции (официально установленный срок — 45 рабочих дней). Параллельно следовало получить согласование Роспотребнадзора, призванного следить за соблюдением интересов соседей. Кроме того, на разработанную проектную документацию нужно было получить заключения от балансодержателя (ДЭЗа или ТСЖ), пожарного надзора и архитектурно-планировочного управления. В ряде случаев могли понадобиться разрешения Москомархитектуры (если здание охраняется государством), Федеральной службы охраны (если окна выходят на правительственные трассы), «Мосэнергосбыта» (если устанавливается несколько кондиционеров).
Два года назад столичная мэрия и вовсе объявила войну внешним кондиционерам, спутниковым антеннам и прочим устройствам, портящим внешний вид зданий.
Власти даже пообещали тогда начать с себя. «Я в первую очередь сниму кондиционеры со здания Москомархитектуры», — заявил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Для того чтобы зачистка фасадов проводилась на законных основаниях, в градостроительный кодекс Москвы были подготовлены соответствующие поправки. Правда, до внесения изменений дело не дошло: в ответ на возмущение горожан чиновники заявили, что их опять неправильно поняли и специальной программы по снятию кондиционеров с фасадов домов не будет.
Коренной поворот в отношении к кондиционерам произошел после аномально жаркого лета прошлого года.
Проведенная в ноябре 2010 года прокурорская проверка установила незаконность ряда правовых актов, регламентирующих порядок установки кондиционеров в столице. «Московским законодательством установлена неоправданно сложная и длительная процедура согласования, предъявляются завышенные требования к установке кондиционеров, которые приводят к нарушению прав граждан на свободное использование своего имущества и комфортные условия проживания», — сделала вывод городская прокуратура и предложила мэрии упорядочить эту деятельность, исключив из нее административные барьеры.
Новый мэр столицы Собянин, получивший это представление прокуратуры, предпочел решить проблему радикально, отменив процедуру согласования установки кондиционеров совсем.