Передача бывших ведомственных общежитий из федеральной в муниципальную собственность грозит обернуться для многих семей потерей крыши над головой. Именно такая ситуация сложилась у Александра и Екатерины Епанечниковых, молодых инженеров из города Химки Московской области. В 2006 году они получили в семейном общежитии предприятия ОАО НПО «Энергомаш», на котором оба работали, комнату площадью 12 кв. м. В 2009 году их дом был передан из федеральной собственности, закрепленной за НПО «Энергомаш», в муниципальную. После этого и начались проблемы.
Городская администрация отказалась заключать с семьей Епанечниковых договор социального найма на комнату, предложив им вставать в общую социальную очередь на квартиру, как нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Стоять в таких очередях можно десятилетиями, поэтому Епанечниковы решили отстаивать свои 12 квадратов до последнего. В марте 2010 года им даже удалось выиграть иск против городской администрации, но в июне того же года это решение было отменено определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда. Решающим моментом стала трактовка статьи 7 закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». В этой статье говорится, что к общежитиям, переданным на муниципальный уровень, «применяются нормы Жилищного кодекса (ЖК) о договоре социального найма». Однако, по мнению судебной коллегии, касается эта формулировка лишь тех общежитий, которые перешли в муниципальную собственность до вступления нового ЖК в действие, то есть до 1 марта 2005 года, после этого — только в порядке общей очереди.
Епанечниковы сочли, что такое понимание закона, во-первых, нарушает их конституционное право на жилище, а во-вторых, ставит в неравные условия граждан относящихся к одной категории (жильцов бывших общежитий). Устранить подобную несправедливость они просят Конституционный суд (КС).
О своем согласии с требованиями заявителей заявила представитель Совета федерации в КС Елена Виноградова.
«Совет федерации поддерживает заявителей, потому что мы не видим оснований сомневаться в толковании закона в их пользу, — заявила она. — В законе четко сформулировано, что на них должен распространяться договор соцнайма. Да, сама возможность передачи общежитий на муниципальный уровень возникла с 1 марта 2005 года. Но с какого момента органы местного самоуправления реализовали эту возможность — это никак не зависело от граждан. Они не могли на это повлиять. Поэтому в данном случае интересы граждан должны иметь преимущество».
Почти с такой же позицией выступили и представители Госдумы. Согласно озвученной судьей-докладчиком Гадисом Гаджиевым позиции профильного комитета парламента: «Не имеет значение момент передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность. Процедура передачи может быть осуществлена в любое время». Правда, далее в тексте сформулированы некоторые вопросы, которые могут сыграть отнюдь не в пользу заявителей. Представители Госдумы указывают, что юридически дом, о котором идет речь, с 1 марта 2005 года уже не являлся общежитием и потому семья Епанечниковых в 2006 году сразу должна была вселяться туда по договору социального найма. Получив же свои 12 метров просто как комнату в общежитии, они, как получается, незаконно заняли жилплощадь.
Впрочем, в ходе бурного обсуждения этой темы неоднократно прозвучала мысль, что если даже это и так, то виноваты в нарушении не граждане, а чиновники, которые неправильно оформили вселение.
При этом Елена Виноградова отметила, что заявители вполне могли бы добиться решения своей проблемы, не доводя дело до КС.
«Надо грамотно подавать исковое заявление в суд, — пояснила она. — Если бы они обратили внимание на другие акценты дела, то их вопрос был бы решен меньшей кровью». В ответ на это Александру Епанечникову оставалось только развести руками: «Я до мозга костей технарь, а не юрист».
Как было отмечено, ситуация семьи Епанечниковых отнюдь не уникальна и сейчас с подобными ситуациями сталкиваются очень многие жильцы общежитий, передаваемых муниципалитетам. Поэтому решение КС по данному конкретному делу будет иметь достаточно широкий резонанс и коснется многих судеб. Именно толкование буквы закона, данное судьями КС, будет считаться окончательным и правильным. И на него будут опираться суды общей юрисдикции, вынося вердикты по сходным делам.
Решение КС станет известно в течение ближайших двух месяцев.