Законопроект «О полиции» был принят в третьем, окончательном чтении депутатами Госдумы 28 января этого года. Документ, ранее по распоряжению президента Дмитрия Медведева опубликованный для обсуждения в интернете, вызвал массу критики. Одни эксперты говорили, что закон фактически полностью копирует принятый в 1991 году закон «О милиции». Другие указывали на опасное расширение полномочий будущих полицейских, позволяющее оказывать давление, например, на политических активистов или терроризировать проверками бизнесменов. Третьи критиковали норму, запрещающую сотрудникам МВД публично критиковать действия начальства, считая, что таким образом милицейское руководство хочет обезопасить себя от новых «майоров Дымовских».
Однако на деле в законе не так уж много нововведений и наступят они не так скоро, как казалось.
Как заявил в интервью газете «Известия» глава МВД Рашид Нургалиев, переходить на новую форму, перекрашивать милицейские машины и менять таблички на ОВД планируется не раньше 1 января 2012 года. «Что касается внешнего облика, то законом «О полиции» предусмотрено использование наименования «милиция» до 1 января 2012 года. Сама же новая форма сотрудников полиции будет введена после ее утверждения постановлением правительства России. Какой она будет — говорить пока рано», — сказал министр. Также полицейским не стоит ждать скорого повышения зарплат. Ранее в МВД говорили, что жалование сотрудников правоохранительных органов должно существенно увеличиться по сравнению с нынешним. Например, лейтенант полиции будет получать 33 тыс. рублей.
Но, как сказали «Газете.Ru» в МВД, эти деньги полицейские увидят только в 2012 году, да и то не все: в течение ближайших двух месяцев они должны будут пройти переаттестацию, в ходе которой часть сотрудников будут отсеяны.
«Сначала нужно избавиться от неэффективных кадров, а потом уже повышать зарплату», — пояснили в ведомстве.
Еще одной интригой как для самих полицейских, так и для следящих за их работой правозащитников остается структура обновленного МВД.
По словам источника «Газеты.Ru» в Кремле, «все подзаконные акты» к президентскому указу «готовы и будут опубликованы вместе с вступлением закона в силу».
Как ранее писала «Газета.Ru», Следственный комитет МВД планировалось переформировать в департамент, в составе ведомства также должно было появиться ликвидированное в прошлом управление по борьбе с оргпреступностью, а также некие департаменты госполитики в сфере внутренних дел и контроля и защиты. Правда, официально в МВД о таких переменах ни разу не говорили. «Новую структуру нашего ведомства своим указом утверждает президент Дмитрий Медведев, бумаги ему уже переданы, и мы скоро увидим все изменения», — сказали в министерстве.
Обычным гражданам от нового закона «О полиции» достанутся, по сути, три нововведения.
В законе «О полиции» после общественной кампании, которую организовал сотрудник Transparency International Иван Ниненко, появились пункты об обязательном ношении полицейскими бейджа с именем и фамилией, а также право задержанного на телефонный звонок. При рассмотрении документа в Госдуме в нем появился пункт, обязывающий полицейских зачитывать человеку его права при задержании. Впрочем, говорит глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков, который участвовал в разработке закона, из-за размытости формулировок теперь неясно, насколько эффективными будут эти нововведения. «Ну да, бейджи их теперь обяжут носить, ну запомнит человек, которого, допустим, будут бить, фамилию сотрудника, но, как показывает практика, часто знания личных данных сотрудника МВД потерпевшим не хватает, чтобы привлечь его к ответственности», — говорит правозащитник.
Что касается права на телефонный звонок, то его получат не все. Уведомить своих родственников или близких о задержании не смогут те, кто сбежал из мест отбывания уголовного или административного наказания, из психиатрической больницы или находящиеся в федеральном розыске. Остальные оказавшиеся в ОВД имеют право на разговор с родными не позднее чем спустя три часа после задержания. В ходе обсуждения в Госдуме слово «звонок» заменили на «разговор», чтобы задержанный не просто формально мог набрать один номер, а именно связаться с необходимым ему человеком. Но формулировки все равно вызывают у экспертов скептицизм. «Все равно то, как это написано, дает простор для нарушений. Например, что делать, если в ОВД привезли 15 человек с митинга и всем им нужно звонить. Милиционеры поставят их в очередь перед своим телефоном в дежурной части и будут давать дозвониться? А если у них восьмерка на нем не работает? Я, например, не знаю, что в среднем ОВД с телефонией. Как эти 15 человек будут прозваниваться, как долго? Три часа-то идут», — сказал Чиков.
Также в законе не сказано, с чьего телефона вообще должен осуществляться звонок близким и родным задержанного. В МВД, в свою очередь, заявили «Газете.Ru», что «у многих сотрудников есть свои личные мобильники, которые они всегда будут готовы предоставить». «Никаких подзаконных актов мы принимать под этот пункт не собираемся, там и так все предельно четко прописано, и оповестить родственников задержанного о том, где он, мы всегда сможем. Но позвонить из нашей дежурной части куда-нибудь в Америку, конечно, не выйдет», — заверили в ведомстве.
Однако, по мнению Чикова, добрые намерения полицейских и обещания их руководства — еще не гарантия защиты от злоупотреблений, так как никакой ответственности за несостоявшийся разговор задержанного с родными они нести не должны.
Обещанный разработчиками из МВД гражданский контроль работы полиции тоже остался нерегламентированным. Осуществлять его по-прежнему имеют право только члены общественных советов при органах внутренних дел, а также члены общественных наблюдательных комиссий, куда обычно входят правозащитники и известные общественные деятели. Обычным россиянам, которым не посчастливилось оказаться в составе таких объединений, остается, как и раньше, контролировать работу полиции через правозащитников или рассказывать о своих претензиях на ежемесячных отчетах глав ОВД перед населением. Правда, как и где должны происходить встречи милицейского начальства с местными жителями, в законе не указано. «В общем, во вторник страна не проснется с новой полицией на улицах», — сказал Чиков.