Жители профессорских домов МГУ на Ленинских горах просят президента страны и нового столичного градоначальника отменить распоряжение бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова от 30 декабря 1994 года № 653-РМ «О жилищном фонде Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова на Ленинских горах», относящее их квартиры к категории служебных жилых помещений.
Речь идет о 184 квартирах в четырех жилых 12-этажных башнях, примыкающих к главному зданию МГУ по углам и обозначаемых буквами К, Л, И, М (в обиходе корпуса — КЛИМ). В одном из этих корпусов, кстати, живет и ректор МГУ Владимир Садовничий.
В открытом письме на имя руководства страны и столицы совет жильцов КЛИМ, число участников которого составляет более 250 человек, сообщает, что начиная с 1953 года профессора, преподаватели МГУ и их семьи, для которых эти корпуса и были построены, проживали в них по праву социального найма, сдав перед вселением прежние квартиры государству. На протяжении 40 лет здесь свободно производились обмен, прописка родственников, смена ответственных квартиросъемщиков.
Однако в конце 1994 года по ходатайству ректората МГУ бывшим мэром Москвы было принято распоряжение об отнесении квартир в этих корпусах к категории служебных.
«Это распоряжение лишило жильцов КЛИМ права распоряжения квартирами; права принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; права свободного обмена квартир; права приобретения их в собственность на условиях приватизации и обрекло их на постоянное опасение быть выселенными!» — говорится в обращении.
Башни КЛИМ исчезли из всех баз данных жилья Москвы, жалуются жители: заменив в учетных документах статус автономных жилых корпусов на статус секторов единого нежилого здания, администрация МГУ исключила из учетно-регистрационных документов существовавшие в течение полувека адреса квартир. Что привело к конфликтам жильцов, зарегистрированных по старому адресу, с регистрационными, коммунальными, налоговыми и иными службами. «Даже при обращении в налоговую инспекцию с просьбой взыскать дорожный налог нам отвечают: «Вас не существует!» — жалуются жильцы КЛИМ.
Вдобавок ко всему, утверждают авторы обращения, «администрация МГУ глумится над жильцами»: отказывает в регистрации родственникам по уходу за стариками, родителям, супругам и даже детям, лишает регистрации вернувшихся из длительной командировки, а также отказывает в признании ответственными квартиросъемщиками наследников, принуждая заключить договоры служебного и даже коммерческого найма.
На территории университета активно ведется жилое строительство, основным участником которого с 2002 года является ЗАО «Интеко».
В 2008 году был сдан в эксплуатацию жилой комплекс «Шуваловский» (340 тыс. кв. м), в 2006 году — жилой комплекс «Татьяна» (35,8 тыс. кв. м), а к 2015 году на пересечении Ломоносовского проспекта и проспекта Вернадского должен быть достроен квартал Dominion (221,6 тыс. кв. м).
Как утверждают авторы обращения, в качестве компенсации за признание квартир служебными в распоряжении мэра содержалось обязательство переселить из корпусов КЛИМ людей, утративших трудовые отношения с МГУ, в дома, построенные на его землях.
Однако из доставшихся по инвестконтракту МГУ 30% квартир ни одна не была предоставлена для переселения. А предложение МГУ, сделанное ряду жителей, перебраться в дома, построенные ЗАО «Интеко», на основе коммерческого найма сроком на 5 лет граждане расценили как «издевательство».
В самом МГУ утверждают, что не воюют с жителями служебных квартир, а защищают федеральное имущество, являющееся памятником ЮНЕСКО, от перепродажи, неизбежной при ее приватизации.
Как заявил «Газете.Ru» проректор МГУ, начальник управления социального и инфраструктурного развития (УСИИР) Александр Черняев, приватизация «в этом великом комплексе не приемлема для Российской Федерации», без разрешения которой (в лице Минимущества) университет вообще ничего не предпринимает.
По его словам, с самого начала университет строился как единый комплекс, с общими коммуникациями, и люди знали, что заезжают в служебное жилье. И сегодня МГУ обслуживает это жилье за свой счет, а жильцы платят за него гораздо ниже реальной стоимости.
Никаких квартир в построенных на его территории новых жилых комплексах у МГУ нет, утверждает Черняев. За счет инвестконтракта для университета были построены новая библиотека и несколько учебных корпусов.
При этом университет не отказывается рассматривать вопросы переселения желающих в равноценные квартиры и неоднократно поднимал этот вопрос, утверждает проректор, и сейчас снова готов обращаться к собственнику комплекса (РФ) с просьбой о содействии. «Если у нас появлялись по инвестконтрактам квартиры, мы сразу предлагали их жителям КЛИМ, но никто переезжать не захотел. А сейчас нас просто шантажируют. Лично меня вообще обещали посадить», — рассказал он. Причем, уверен проректор, «мутят воду» всего несколько семей, которые хотели бы продать эти квартиры и переехать, в том числе и за границу. По его словам, нынешняя «волна» уже третья. Две предыдущие сопровождались многочисленными судами, которые выиграл университет.
Университет никого не обижает, говорит Черняев: хотя на сегодняшний день две трети жителей не являются сотрудниками МГУ, университет, «ведя благородную политику», не отказывает в прописке родственникам проживающих и, тем более, никого не пытался выселить.
В свою очередь, представляющий интересы жителей адвокат Московской городской коллегии адвокатов Валериан Весёлый считает, что граждане «не должны зависеть от доброй воли хорошего руководства МГУ», а должны быть защищены по закону.
По его словам, с самого начала строительства центрального здания МГУ речь шла о четырех отдельно стоящих изолированных жилых домах, никак не связанных с основным корпусом, что и было отражено во всех регистрационных документах и никогда прежде не ставилось под сомнение. «Служебными» квартиры в башнях стали, когда появилась возможность их приватизации. После этого отдельные корпуса с собственными адресами и стали «секторами» главного здания университета.
Что до ордеров, то, по его данным, «на время работы в университете» они были выданы только 50 сотрудникам. Остальные заселялись в башни по социальному найму.
При этом он уверен в незаконности распоряжения Лужкова (жильцы о принятии этого документа оповещены не были и поэтому не смогли опротестовать его в трехмесячный срок). По мнению адвоката, оно не только противоречит законам, но и принято неправомочным лицом: московский градоначальник не имел права решать судьбу федерального имущества, переданного в оперативное управление МГУ.
«Когда в 1993 году 107 семей выразили желание приватизировать квартиры, администрация МГУ обратилась с просьбой запретить это в федеральные и городские органы, — рассказал Веселый. — Собственник комплекса федеральная власть на это не пошла. Тогда Лужков все решил сам».
Конституция не позволяет умалять права граждан независимо от их места жительства, а в КЛИМ это происходит сплошь и рядом, говорит адвокат. Он привел пример семьи, которая каждого своего новорожденного ребенка прописывала в квартире через суд, так как в администрации МГУ им говорили, что это «лишняя нагрузка» для университета. «Над имеющими заслуги перед страной людьми — ветеранами войны, учеными — идет форменное издевательство», — говорит он.
В мэрии говорят, что руководство университета действует в законных рамках.
Заместитель руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, курирующий вопросы приватизации и контроля над использованием жилищного фонда, Владимир Брыков объяснил «Газете.Ru», что, согласно действующему Жилищному кодексу, «жилые помещения специализированного жилого фонда приватизации не подлежат».
«Если это реально служебные помещения, то юридически администрация МГУ права», — считает чиновник.
А тот факт, что жилье является федеральной, а не городской собственностью, еще больше усугубляет проблему: для московской собственности действует собственное постановление (№ 71-ПП), устанавливающее правила, по которым можно получить или выкупить служебное жилье. Пусть эти правила и спорные, но они есть.
Однако, если граждане через суд смогут доказать, что их жилье было признано служебным незаконно и на самом деле они проживают здесь на условиях социального найма, ситуация может коренным образом измениться, считает Брыков.
Тем людям, у которых в ордерах изначально не было записано, что они получают служебное жилье, стоит вновь попытаться защитить свои права в судебном порядке, считает депутат Госдумы Галина Хованская. «Люди ущемлены в правах на приватизацию и любые операции с жильем, — отмечает депутат. — Но надо во всем тщательно разбираться, и прежде всего с тем, имел ли право Лужков выпускать такое распоряжение».