В суд поданы первые иски пассажиров, пострадавших при декабрьском транспортном коллапсе, к компании «Аэрофлот». На прошлой неделе в суды разных российских городов было подано 50 исков. Как рассказал адвокат потерпевших Сергей Жорин (московская коллегия адвокатов «Аннексус»), в течение двух-трех следующих недель иски планируют подать еще 450 пассажиров.
Всего в коллегию, отметил адвокат, обратились 512 пассажиров, готовящих иски к «Аэрофлоту», 302 желающих судиться с авиакомпанией «Трансаэро». 200 пассажиров собираются подавать иски к другим российским и зарубежным перевозчикам.
По словам Жорина, минимальная сумма компенсаций, указанная в индивидуальных исках, — 200 тыс. рублей. Все иски будут подаваться в индивидуальном порядке. «Мы решили подавать иски по всей России, по месту нахождения не ответчика, а истца», — сказал Жорин.
Адвокат отметил, что иски к компании «Траснаэро» пострадавшие пока не готовят, так как перевозчик выплачивает компенсации добровольно. Пресс-секретарь компании Сергей Быхал отметил, что на конец прошлой недели «Трансаэро» рассмотрела 800 заявок и выплатила пассажирам около 10,5 млн рублей. «Компания не признает себя виновной в коллапсе, но добровольно решила выплатить компенсации пассажирам, — говорит Быхал. — Каждая заявка рассматривается индивидуально. Мы выплачиваем компенсации как за моральные потери, так и за материальные. Срок подачи заявок на компенсации пока не вводили, поэтому они еще поступают». По данным Быхала, в суд еще не было подано ни одного иска против «Трансаэро».
«Аэрофлот» же отказался добровольно выплачивать компенсации пассажирам. Компания предлагает клиентам, которые не смогли вылететь из Шереметьево с 26 по 28 декабря, ваучер, эквивалентный стоимости авиабилета по направлению, куда должен был лететь пассажир, — но только в один конец. Напомним, что в конце декабря рейсы «Аэрофлота» не вылетали из Шереметьево из-за того, что у компании закончилась противообледенительная жидкость, закупаемая в Германии. Это случилось через три дня после того, как в Москве и области прошел ледяной дождь, парализовавший, в частности, работу аэропорта Домодедово.
Жорин отметил, что в итоге, взяв ваучер, пассажиры не получат и полной стоимости билета в один конец. «Так как это дар, то нужно будет как минимум заплатить соответствующий налог», — поясняет адвокат.
Одна из клиенток коллегии Жорина Елена Ковалева рассказала «Газете.Ru», что даже не знает, положен ей ваучер или нет. Она должны была вылететь в Нью-Йорк 29 декабря 2010 года. Пассажиры просидели в аэропорту несколько часов, после чего им объявили, что рейс отменен. «Неофициально объявили, что это из-за погоды, хотя рейсы за 26-е и 27-е число в этот день вылетели. После этого про нас просто забыли, как будто нас нет. Мы поменяли билет до Лос-Анджелеса. А дорогу от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка пришлось оплачивать самим. Поменять билеты посчастливилось буквально десяти пассажирам», — жалуется Ковалева. О том, что за помощью можно обратиться к Жорину, Ковалева с мужем узнали из интернета: «Когда прилетели в США, начали искать, куда можно обратиться, узнали, что адвокатская коллегия собирает жалобы, и сразу написали».
От ваучеров «Аэрофлота» отказываются не только клиенты коллегии «Аннексус».
В соцсетях для подачи коллективного иска к «Аэрофлоту» в инициативную группу собралось более тысячи пассажиров.
На прошлой неделе в офис компании они подали список коллективных претензий на 960 лиц. «Мы сделали это согласно закону, по которому авиаперевозчику нужно дать шанс решить вопрос в досудебном порядке. Мы подали заявку в четверг, 17 февраля, и в течение десяти дней по законодательству будем ждать ответа», — рассказал «Газете.Ru» представитель инициативной группы юрист Сергей Литвинцев. Сам он в конце декабря провел в Шереметьево более 28 часов, ожидая вылета. «Когда я прилетел, я открыл группу в Facebook, а потом «ВКонтакте» и сообщество в ЖЖ с предложением подать коллективный иск. В группу стали вступать все больше людей. Коллективный иск — прогрессивный инструмент, который используется и на Западе, суть претензий можно изложить в одном документе. Для отдельных исков нужна сильная юридическая база», — говорит Литвинцев.
Сумма возможного иска к авиакомпании, по его словам, еще не определена, но в нее, скорее всего, войдут трехпроцентная неустойка «за нарушение сроков оказания услуги», положенная по закону «О защите прав потребителей», компенсация морального вреда и реальных убытков.
Средняя сумма компенсаций для каждого пострадавшего, по подсчетам Литвинцева, может дойти до 100 тыс. рублей.
Активист не знает, подавал ли кто-то из участников группы индивидуальный иск.
Получить комментарии в «Аэрофлоте» пока не удалось.
Аэропорты в связи с коллапсом будут привлекаться к ответственности только как третьи лица. Как пояснил председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков, согласно закону, за пассажиров должны отвечать авиаперевозчики — они обязаны обеспечить пассажиров горячим питанием, спальными местами и т. д. «Но мы подозреваем, что компании будут сваливать вину на аэропорты. В таком случае они будут привлечены как третьи лица», — пояснил Жорин.
Он отметил, что претензии у пассажиров есть и к иностранным компаниям, в том числе Iberia.
С адвокатами уже связались представители компании KLM, которые сказали, что так же, как и «Трансаэро», готовы выплатить пассажирам компенсации добровольно.
По словам Аншакова, Общество защиты прав потребителей будет добиваться изменения законодательства в области выплаты компенсаций именно авиаперевозчиками. «В принципе, закон «О защите прав потребителей» работает, но во всех пунктах, кроме тех, которые касаются авиаперевозчиков — говорит Аншаков. — Здесь перевозчик за каждый час задержки по его вине может выплатить только 25 рублей, то есть 600 рублей за сутки. Многие авиакомпании рассчитывают на то, что пассажиры просто даже не будут пытаться получить эту сумму. И оказываются правы. В случае же, если кто-то дойдет до суда, ее легко выплатить».