Минздравсоцразвития разрабатывает законопроект, уравнивающий в правах мужчин и женщин. Об этом министр Татьяна Голикова заявила на встрече с верховным комиссаром ООН по правам человека Наванетхем Пиллэй. Закон сейчас разрабатывается в министерстве и будет называться «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации».
Министр сказала, что в России надо создать «национальный механизм», который позволит решить проблемы отношения к женщине в семье — вопросы бытового насилия и сексуального домогательства.
«До сих пор в России такого документа не было. У нас нет пока единого механизма устранения дискриминации полов, но наше законодательство содержит те или иные положения, препятствующие дискриминации женщин. Мы сейчас проводим ревизию законодательства для того, чтобы принять единый правовой акт, который бы защищал интересы женщин. Это непростая работа, поскольку вычленять нормы в единый закон непросто», — сказала Голикова.
Аналогичный закон Госдума уже принимала в апреле 2003 года. Проект «О госгарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в России» вносила депутат Елена Лахова. Он вводил, в частности, термин «дискриминация по половому признаку», прописывал, что женщины должны присутствовать в каждом руководящем органе и иметь равные возможности с мужчинами при приеме на работу. Также рекомендовалось выделять женщинам определенное количество депутатских мест при выборах. Законопроект был принят Госдумой, но затем правительство его заблокировало. «Поддержку он не получил, и его принятие было отложено на неопределенный срок», — пояснила «Газете.Ru» доцент кафедры народонаселения экономического факультета МГУ Ирина Калабихина.
Источник в Минздравсоцразвития сказал «Газете.Ru», что снова вернуться к разработке подобного законопроекта российскую власть заставило мировое сообщество.
«Мы регулярно отчитываемся, как выполняем рекомендации ООН касательно соблюдения прав мужчин и женщин. И мировое сообщество действительно требует, чтобы мы приняли меры по уравниванию женщин и мужчин в правах и возможностях», — говорит Калабихина. Эксперт отмечает, что в российской Конституции нет понятия «дискриминация»: «в наших стратегиях развития, в том числе анонсируемой «Стратегии-2020», нет вообще слова «гендер». «С 2006 года понизился статус госорганов, отвечающих за гендерное равенство», — говорит доцент. Председатель комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина говорит, что проект 2003 года комитет снова готовится ввести в Госдуму. «Редакция законопроекта подготовлена для публичного обсуждения, «круглый стол» состоится 15 марта, в рабочей группе по работе над законопроектом участвует представитель Минздрава», — сказала она.
Дискриминация женщин в России есть, с уверенностью говорит Калабихина. Это и домашнее насилие, и разрыв оплаты труда между мужчинами и женщинами до 30%. Эксперт также называет как одну из проблем «кампанию» по увольнению беременных женщин во время кризиса.
В 2009 году в своем докладе ООН «Об исполнении в России Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» отметила, что с 2002-го по 2005 год существовал «Национальный план действий по улучшению положения женщин», который был ликвидирован, а новый так и не принят. В 2002 году, отмечается в докладе, прекратила существование комиссия по делам женщин, семьи и демографии при президенте. Через два года прекратили деятельность комиссия по делам женщин при премьер-министре, центр гендерной экспертизы при Совете федерации, а ответственный секретарь комиссии по делам женщин, секретарь семьи и молодежи при председателе Совфеда лишился официального статуса.
«Развитие гендерного равенства не является приоритетной государственной задачей», — говорится в докладе.
Кроме того, отмечают эксперты ООН, в некоторых регионах, например на Северном Кавказе, власти гендерному неравенству только способствуют.
Женщины, считают в ООН, мало представлены в выборных органах, в частности, в Госдуме пятого созыва (2007—2011 года) только 13,8% депутатов женщины, а в правящей партии «Единая Россия» их 14%. В Совфеде из 169 сенаторов 8 женщин, что составляет 4,7% его состава. Государственные должности прокуроров и следователей занимают 37% женщин и 63% мужчин.
Из-за гендерных стереотипов, говорится в докладе, женщины имеют меньше возможностей для карьерного роста. Разрыв в оплате труда между российскими мужчинами и женщины, по данным ООН, составляет 35—40%.
При этом гендерную дискриминацию на рынке труда государство как проблему не воспринимает. Отцы нередко не выплачивают матерям-одиночкам алименты, а гинекология является одной из пяти самых дорогих медицинских услуг в России, говорится в докладе. Женщины подвергаются домашнему насилию. Также, говорится в докладе комитета, уровень материнской смертности в России остается в два раза большим, чем в среднем по всему региону Европы и Центральной Азии.