Минтранс внес в правительство и в администрацию президента предложение о создании единого федерального органа, который будет заниматься защитой транспорта от незаконного вмешательства, сообщил в среду журналистам замглавы Минтранса Андрей Недосеков. В Минтрансе считают, что этот орган должен быть в ведении МВД.
Министерство не исключает, что он будет создан на базе управления МВД на транспорте, но будет выполнять более узкие функции — только по защите граждан в сфере транспортной безопасности.
Недосеков уточнил, что предложения были переданы в правительство 10 дней назад, министр транспорта Игорь Левитин уже провел совещание по этому вопросу с МВД и ФСБ. Источник «Газеты.Ru» в правоохранительных органах, в свою очередь, сообщил, что вопрос о подчиненности федерального органа безопасности на транспорте пока открыт: «Ранее президент возложил ответственность за безопасность на транспорте на ФСБ, так что не исключено, что эта структура будет подчиняться ведомству Бортникова». Официально в ФСБ и МВД пока не дали никаких разъяснений относительно будущей единой структуры.
Замглавы Минтранса Недосеков пояснил, что выбор МВД в качестве контролирующего органа определяется тем, что в министерстве, которое возглавляет Рашид Нургалиев, уже есть управление на транспорте. «Но транспортная милиция выполняет более широкие функции: поддержание общественного порядка, борьба с криминалом — хищения, драки какие-то, участвует в налоговых проверках. Единый орган будет заниматься именно защитой граждан от незаконного вмешательства в сфере транспортной безопасности», — сказал собеседник.
Он напомнил, что сейчас при агентствах, подчиняющихся Минтрансу (Ространснадзоре, Росавиации, Росжелдоре и других) есть управления безопасности. После внедрения комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте весной 2010 года этим управлениям увеличили штат, а агентствам — финансирование. «Если будет принято решение о едином органе, то часть наших полномочий и, может быть, численности перейдет туда», — сказал Недосеков.
«Одними силами МВД обеспечить безопасность на транспорте невозможно», — считают в Минтрансе и поддерживают инициативу вице-премьера Сергея Иванова, который накануне предложил разрешить охранникам ЧОПов в аэропортах и на вокзалах проверять у пассажиров документы и багаж.
Сейчас помимо милиционеров право на досмотр пассажиров имеет только служба безопасности аэропортов (СБА) в так называемой стерильной зоне — после регистрации пассажира на рейс и таможенного контроля. Полномочия СБА предлагается расширить, а также наделить ими охранные структуры, работающие на объектах РЖД.
«Это будет не любой ЧОП, сотрудники будут получать специальную лицензию, проходить сертификацию, подготовку, в том числе в части культуры поведения и знания законов», — заверил замглавы Минтранса. Сейчас сотрудники ЧОП в общей зоне аэропортов или на вокзалах обязаны позвать милиционера, который объяснит вызвавшему подозрения гражданину, на каком основании тот должен предъявить документы.
«Все, что связано с личным досмотром, ограничивает права граждан, и все эти ограничения четко регламентируются федеральными законами, — отмечает правовой аналитик правозащитной организации «Агора» Рамиль Ахметгалиев. — Ввести подобное новшество каким-то приказом невозможно, придется переписывать множество законов». В беседе с «Газетой.Ru» юрист назвал расширение полномочий ЧОПов «маловероятным в нынешних условиях, когда в охрану идут люди без специальных знаний, образования и подготовки», а также бессмысленным. «Можно еще дружинников вернуть и разрешить им залезать в сумку ко всем, кто не понравится. Но поголовный досмотр не решит проблемы терроризма», — говорит Ахметгалиев.
К безопасности на объектах РЖД после визита президента Дмитрия Медведева на Киевский вокзал особое внимание, и расширение полномочий ЧОПов не единственная идея, появившаяся у чиновников. В Минтрансе в среду заявили, что поставили перед ОАО «Российские железные дороги» задачу отделить пассажиров скоростного железнодорожного транспорта от всех остальных.
Сейчас в России скоростные поезда курсируют по двум направления. Из Москвы в Санкт-Петербург и обратно ежедневно ходит поезд «Сапсан». Кроме того, Санкт-Петербург связан скоростным сообщением с Хельсинки — между городами ходит скоростной поезд Allegro.
Для пассажиров «Сапсана» и других высокоскоростных поездов будут организованы отдельные зоны досмотра и выходы на платформу.
РЖД должны будут через месяц отчитаться перед Минтрансом, как реализовать эту задачу на практике.
В РЖД во вторник отказались сообщить, успеют ли через месяц отделить пассажиров «Сапсана» от всех остальных. «Будем решать все это в рабочем порядке», — сказал «Газете.Ru» пресс-секретарь компании Дмитрий Перцев и добавил: «Нужно понимать, что вокзалы не были построены так, чтобы в перспективе вводить там какие-то зоны досмотра или разделять пассажиропоток. В отличие от аэропортов, которые изначально были устроены так, что провожающие и вылетающие находятся в разных зонах». Перцев также добавил, что пока рамки металлоискателей на вокзалах РЖД устанавливают за свой счет. Впрочем, в Минтрансе для этих целей планируют увеличить субсидирование железнодорожного монополиста уже в 2011 году — по предварительным подсчетам, пока на 60 млн рублей. Накануне на совещании с президентом министр Левитин заявил, что на безопасность на транспорте до 2014 года государство потратит 47,6 миллиарда рублей.