Во вторник в Усольском городском суде 50 страниц приговора судья зачитывал около трех часов. Согласно материалам уголовного дела, отчим мальчика Владимир Шишкин 1978 года рождения пытался «воспитать из ребенка настоящего мужчину» — заставлял мальчика отжиматься и приседать множество раз. Когда ребенку не удавалось выполнить то, что требовал отчим, Шишкин жестоко его наказывал — бил руками, ногами, ремнем, швырял об стену. При этом родная мать Никиты Олеся Чемезова спокойно наблюдала за избиениями сына. По данным следствия, иногда она сама издевалась над ребенком — в частности, тушила об него сигареты.
В апреле 2009 года после очередного сеанса «воспитания» мальчик потерял сознание. Отчим и его сожительница вызвали «скорую». Прибыв в частный дом в поселке Мальта Усольского района (100 км от Иркутска), медики обнаружили Никиту Чемезова в коматозном состоянии. Его экстренно доставили в Усольскую городскую больницу. Через некоторое время ребенка перевезли в иркутскую больницу, врачи которой сделали ему трепанацию черепа. Мальчика подключили к аппарату искусственного дыхания. Через несколько месяцев ребенок уже мог дышать самостоятельно, но в сознание он так и не пришел.
Против матери и отчима Никиты Чемезова было возбуждено уголовное дело. Оба были помещены в СИЗО Иркутска. Однако в августе 2009 года Олеся Чемезова была отпущена под подписку о невыезде. Родительских прав ее к этому моменту уже лишили, по данным следователей, мать по этому поводу не расстроилась. «Дело в том, что большую часть жизни Никита провел с прабабушкой в городе Зима, — рассказывали в иркутском управлении Следственного комитета. — Там же жила и Олеся, но никакого участия в воспитании сына не принимала, злоупотребляла алкоголем. В определенный момент девушка уехала в Мальту, где и познакомилась с Шишкиным. Позже она забрала сына к себе. Вскоре все и случилось».
1 марта 2010 года Никита Чемезов скончался в больнице. Причиной смерти стала полиорганная недостаточность. Олеся Чемезова узнала о смерти сына в тот же день — ей сообщили родственники. Попрощаться с сыном она не захотела, как и не пыталась навестить его в больнице, пока он был жив. Ребенка хоронили в Зиме: погребением занимался дядя мальчика, брат Чемезовой.
Главный подозреваемый по делу Владимир Шишкин оставался в СИЗО до самого суда, и, по словам сотрудников следственного комитета по Иркутской области, стоило огромных трудов сохранить ему жизнь до приговора.
«Известно, что к насильникам и тем, кто поднял руку на беззащитного ребенка, в местах не столь отдаленных относятся, мягко говоря, недоброжелательно. Сотрудникам милиции приходилось регулярно переводить подозреваемого из камеры в камеру, сажать его в одиночную камеру, чтобы Шишкин дошел до суда», — заявляли представители следствия.
Свою вину Шишкин так и не признал. Во вторник при вынесении приговора оба подсудимых не выражали никаких эмоций, только закрывались от фото- и видеокамер.
«Утром 5 апреля 2009 года Шишкин ударил Никиту головой об пол, поставил Никиту в углу на руки. Никита простоял непродолжительное время, устал и лёг на пол. Тогда Шишкин поставил ему ногу на спину и ударил его с силой головой об пол. У Чемезова Никиты были постоянные синяки внизу живота, на бёдрах, так как Шишкин систематически наносил ему удары, когда заставлял его отжиматься. Удары наносил ногой», — зачитывал судья материалы дела.
В итоге Шишкин был признан виновным признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего) и ст. 117 УК РФ (истязание), и получил 13 лет лишения свободы с отбыванием его в колонии строгого режима.
Олеся Чемезова признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ст. 125 (оставление в опасности), ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) и ст. 115 УК РФ (умышленное причинения легкого вреда здоровью). Она приговорена к одному году исправительных работ с отчислением в пользу государства 25% заработка.
Сразу по оглашении приговора Олеся Чемезова покинула здание суда, Шишкина отправили в СИЗО.
Государственный адвокат, защищавший Шишкина, после вынесения приговора отказался от комментариев.
Мягкий, по мнению общественности, приговор в отношении матери погибшего Никиты Чемизова прокомментировал прокурор Усолья-Сибирского. «Действовавшая на момент совершения преступления редакция 156-й статьи, по которой признана виновной Чемезова, позволяет назначить ей наказание только в виде исправительных работ. Данное наказание назначено по максимуму», — пояснил по окончании процесса прокурор города Усолья-Сибирского Роман Шергин.